Химия _8 класс


ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ реакции

Характеристика элемента по положению в ПС видеоурок
Генетические связи

Как решать цепочки превращений подробно объясняется здесь https://www.youtube.com/watch?v=7pC3xfLBKjA

Разбор генетических рядов можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=Ye5YGR6LAHQ

Если  остались вопросы подробное объяснение  с решениями цепочек здесь https://www.youtube.com/watch?v=p9OVFdeq73U


 Задание:определить все возможные взаимодействия между веществами и  записать уравнения реакций.
(пример)
Даны: оксид стронция, вода, марганец, оксид фосфора (V), фторид серебра, кислород, фосфорная кислота, гидроксид кальция.
Запишите вещества в виде формул в одну строчку, подпишите под каждым веществом его класс. 

После того, как вы подписали классы веществ, вы проверяете возможность взаимодействия слева - направо.

Например, берем оксид стронция - основный оксид, находим в схеме, с чем он реагирует (с водой, кислотным оксидом, кислотой), выбираем среди правее стоящих формул эти вещества, соединяем дугой и нумеруем реакцию. Потом берем следующее вещество, проверяем также и т.д. После этого записываем уравнения реакций:
1) SrO + H2O = Sr(OH)2
2)  3SrO + P2O5 = Sr3(PO4)2
3) 3SrO + 2H3PO4  = Sr3(PO4)2 + 3H2O
4) H2O + Mn = MnO + H2
5) 3H2O + P2O= 2H3PO4
6) Mn + 2AgF = MnF2 + 2Ag
7) 2Mn + O2 = 2MnO
8) P2O+ 3Ca(OH)= Ca3(PO4)2 + 3H2O
9) 3AgF  + H3PO4  = Ag3PO4 ↓ + 3HF
10) 2AgF + Ca(OH)= CaF2 + 2AgOH (разлагается на Ag2O + H2O)
11) 2H3PO4   + 3Ca(OH)= Ca3(PO4)2 + 6H2O


Классификация оксидов видеоурок 
Свойства оксидов видеоурок 

Свойства оснований видеоурок
Свойства кислот видеоурок
РАСТВОРЫ

Решение задач по уравнению реакции 

Количество вещества видеоурок или здесь, решение задач здесь и здесь
Свойства кислот конспект
Как строить формулы солей видео или видео
НАЗВАНИЯ КИСЛОТ И СОЛЕЙ

 

Формула кислоты

Название кислоты

Название соли

Оксид

Бескислородные

(ЛВС)

HF

Фтороводородная/ плавиковая

фторИД

-

HCl

Хлороводородная/ соляная

хлорИД

-

HBr

Бромоводородная

бромИД

-

HI

Йодоводородная

йодИД

-

H2S

Сероводородная

сульфИД

-

Кислородсодержа-щие гидроксиды)

H2SO3

СернИСТая

сульфИТ

SO2

H2SO4

СерНая

сульфАТ

SO3

HNO2

АзотИСТая

нитрИТ

N2O3

HNO3

АзотНая

нитрАТ

N2O5

H2CO3

УгольНая

карбонАТ

CO2

H2SiO3

КремниЕВая

силикАТ

SiO2

H3PO4

(орто)фосфорНая

(орто)фосфАТ

P2O5

Бинарные соединения

элемент

Название соединения

элемент

Название соединения

-H

гидрИД

- O

оксИД

- C

карбИД

- Si

силицИД

- N

нитрИД

- P

фосфИД


Как выполнять задание "Осуществить цепочку превращений" видео

Водород конспектвидео
Получение водорода в аппарате Киппа видео и еще видео

Как составить уравнения реакций горения видео
видеоролики с опытами
 Воздух. Кислород конспект  видеоурок

Как составлять уравнения реакций 
Реакции соединения https://yadi.sk/i/QXTGHg9ZsL7jfw
Реакции обмена https://yadi.sk/i/Y3EAe9mUFrZZDw
Реакции замещения https://yadi.sk/i/_v7IyqNm0OplNg

Составление реакций соединения видео и ещё видео
и реакций обмена видео
Расстановка коэффициентов в уравнениях реакций видео 
Классификация реакций видео
Химические реакции,их признаки и условия видео
 СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ теория
видеоурок - понятия валентности и степени окисления
видеоурок - определение степени окисления
КАК составить формулу сложного вещества  по таблице Менделеева видеоурок
Как составить формулу вещества по таблице растворимости видеоурок

ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

Ионная связь  видеоурок
Ковалентная связь видеоурок

ВЫЧИСЛЕНИЕ относительной молекулярной массы видео
ВЫЧИСЛЕНИЕ массовой доли элемента видео

СТРОЕНИЕ АТОМА

АТОМ – электронейтральная частица, состоящая из

Положительно заряженного ядра

Отрицательно заряженной электронной оболочки

Ядро состоит из протонов и нейтронов

Число электронов = № хим. элемента

Число протонов = № хим. элемента= заряду ядра

Число электронных слоёв (энергетических уровней) = № периода

Число нейтронов = атомная масса – № хим. элемента

Число электронов внешнего уровня = № группы

Уметь по таблице Менделеева определять: 
(видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=yBjUN_O0kb8)
- порядковый номер элемента
- атомную массу элемента
- номер периода
- номер группы
- главную и побочную подгруппы

УЧИМ  ЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ


Название элемента
Знак
Произношение в формулах
НЕМЕТАЛЛЫ
Водород
H
Аш
Кислород
O
О
Углерод
C
Це
Азот
N
Эн
Сера
S
Эс
Фосфор
P
Пэ
Фтор
F
Фтор
Хлор
Cl
Хлор
Бром
Br
Бром
Йод
I
Йод
Кремний
Si
Силициум
МЕТАЛЛЫ
Литий
Li
Литий
Калий
К
Калий
Натрий
Na
Натрий
Магний
Mg
Магний
Кальций
Ca
Кальций
Барий
Ba
Барий
Алюминий
Al
Алюминий
Цинк
Zn
Цинк
Марганец
Mn
Марганец
Хром
Cr
Хром
Железо
Fe
Феррум
Медь
Cu
Купрум
Серебро
Ag
Аргентум
Ртуть
Hg
Гидраргирум
Золото
Au
Аурум
Свинец
Pb
Плюмбум
Олово
Sn
станнум


ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Рекомендую ВИДЕОУРОКИ https://www.youtube.com/watch?v=O6Ou4QjFdVc
Знать определения:
Химия – наука о веществах и химических явлениях (реакциях)
Вещество – то, из чего состоят физические тела
Химические явления – явления, при которых образуются новые вещества
Химический элемент – совокупность атомов одного вида, или определенный вид атомов.
Знать научные методы: наблюдение, эксперимент, моделирование
Знать классификацию веществ:
Смеси (не имеют формулы, состоят из частиц разных веществ): природные и искусственные (материалы)
Чистые вещества (имеют формулу, состоят из одинаковых структурных единиц/частиц): простые (состоят из атомов одного химического элемента (одного вида атомов) и сложные (состоят из атомов нескольких химических элементов (атомы разного вида)
Знать частицы / структурные единицы, из которых состоят вещества:
Атом – электронейтральная химически неделимая частица, мельчайшая частица химического элемента
Молекула – мельчайшая химически делимая частица вещества, сохраняющая его химические свойства, состоит из атомов.
Ион – заряженная частица, образовавшаяся из атома или молекулы
Знать признаки химических реакций:
-изменение цвета
-изменение запаха
- выделение газа
- выпадение / растворение осадка
- выделение / поглощение энергии
Уметь приводить примеры:
Физических тел: карандаш, стол, ножницы, стакан и т.д.
Природных смесей: воздух, почва, морская вода, молоко, кровь, гранит.
Искусственных смесей (материалов): цемент, бетон, сплавы (бронза, чугун, сталь), пластики, растворы, стекло.
Простых веществ: кислород, водород, железо (все названия, совпадающие в названиями химических элементов) + алмаз, графит, озон.
Сложных веществ: вода, сахароза, поваренная соль, глюкоза, пищевая сода
Физических явлений: плавление парафина, растворение сахара в воде, кипение воды, притяжение железного гвоздя к магниту, горение лампочки
Химических явлений: горение парафина, прокисание молока, протухание яйца, ржавление железа, изменение цвета листьев.
Уметь называть физические свойства веществ:
агрегатное состояние, цвет, блеск, запах, вкус, плотность, растворимость, температуры кипения и плавления, твёрдость, пластичность, электропроводность, теплопроводность и т.д.
Уметь определять, о чем речь – о простом веществе или о химическом элементе:
- кислород поддерживает дыхание (о веществе)
-кислород входит в состав воды (о химическом элементе)
Знать классификацию смесей и способы их разделения:
Однородные смеси
Неоднородные смеси
Частицы разных веществ нельзя различить
Частицы разных веществ различимы
Смеси газов, сплавы, растворы
Все остальные смеси
Методы разделения смесей
Выпаривание / упаривание https://www.youtube.com/watch?v=CCNhcLgHm5g
Отстаивание + декантация
Перегонка (дистилляция) https://www.youtube.com/watch?v=ij16OUW2BgY
Отстаивание + делительной воронкой
Возгонка (сублимация) https://www.youtube.com/watch?v=Q6G45_UiC3w
Фильтрование
Хроматография https://www.youtube.com/watch?v=0skkmPyV9nY
Магнитом
Перекристаллизация
Центрифугирование https://www.youtube.com/watch?v=eelrmZQGCbs
Экстракция



_______________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________
________________
________




Расстановка коэффициентов 
методом электронного баланса

Разберите эти примеры: 
Порядок расстановки коэффициентов
методом электронного баланса
Cu + HNO3 ® Cu(NO3)2 + NO + H2O
1)                 Определяем степени окисления всех элементов;
2)                 Выбираем те элементы, у которых изменилась степень окисления;
3)                 Составляем электронный баланс
Cu02e ® Cu+2    3    восстановитель
    Окисление

N +5 +3e ® N+2      2   окислитель
Восстановление

Число принятых и отданных электронов переносим крест-накрест и сокращаем. Это множители, которые позволяют осуществить закон сохранения: число принятых электронов должно быть равно числу отданных электронов.
Теперь эти множители нужно внести в схему реакции, они должны стать коэффициентами. Перед атомами меди в левой и правой части уравнения нужно поставить коэффициент 3. В этом действии можно не сомневаться, так как медь в левой и правой части встречается только по одному разу.
     3 Cu + HNO3 ® 3Cu(NO3)2 + NO + H2O
А вот с азотом возникает вопрос: к какому из атомов азота относится коэффициент 2? Ответ: к тому, степень окисления которого в уравнении встречается единожды, то есть +2. Ставим коэффициент 2 перед NO.
3 Cu + HNO3 ® 3Cu(NO3)2 + 2NO + H2O
Дальше сравниваем левую и правую часть схемы и достраиваем коэффициенты в таком порядке: в правой части после выставления коэффициентов из баланса перед всеми атомами азота есть коэффициенты, пересчитаем азот в правой части – 8, ставим этот коэффициент перед азотной кислотой.
3 Cu + 8HNO3 ® 3Cu(NO3)2 + 2NO + H2O
Теперь в левой части поставлен коэффициент перед водородом, число его атомов 8. Ставим в правую часть перед водой 4.
3 Cu + 8HNO3 ® 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
Осталось сравнить число атомов кислорода в левой и правой части уравнения. Если равно – коэффициенты расставлены правильно, если нет – ищем ошибку.

Случаи, когда индекс при химическом элементе вносится в электронный баланс.

1)                 Если формула простого вещества записывается с индексом:
NH3 +O2 ® NO + H2O
N-35e ® N+2       4    восстановитель
    Окисление
O20 +4e ® 2O-2      5   окислитель
Восстановление
5 ставим перед простым веществом – кислородом, 4 – перед азотом в левой и правой части уравнения, уравниваем водород, проверяем кислород.
4NH3 +5O2 = 4NO + 6H2O

2)                 Если в молекуле атомы одного элемента соединены между собой (то есть присутствует ковалентная неполярная связь): пероксиды, дисульфиды, тиосульфат, веселящий газ, органические вещества:
Cr(OH)3 + H2O2 + KOH ® K2CrO4 + H2O
Cr+33e ® Cr+6      2    восстановитель
    Окисление
2O-1 +2e ® 2O-2      3   окислитель
Восстановление
3 ставим перед пероксидом водорода, 2 – перед хромом в левой и правой части уравнения, уравниваем калий, потом -  водород, проверяем кислород.
2Cr(OH)3 + 3H2O2 + 4KOH =  2 K2CrO4 + 8H2O

3)                 Если у одного элемента в левой и правой части уравнения есть одинаковый индекс:
K2Cr2O7 + K2SO3 + H2SO4 ® Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
S+42e ® S+6          6   3    восстановитель
    Окисление
2Cr+6 +6e ® 2Cr+3  2   1   окислитель
Восстановление
Перед сульфитом ставим 3, перед хромом в левой и правой части коэффициент не нужен, уравниваем калий (в правой части перед сульфатом калия ставим 4), затем – серу (в левой части перед серной кислотой – 4), водород – перед водой 4, проверяем кислород.
K2Cr2O7 + 3K2SO3 + 4H2SO4 = Cr2(SO4)3 + 4K2SO4 + 4H2O

4)                 Если без удвоения не уравнивается, хотя индекс у элемента есть только в одной из частей уравнения.
NO2 + P2O3 + KOH → NO +  K2HPO4+ H2O

 P+32e ® P+5    2   1    восстановитель
 Окисление
N+4 +2e ® N+2   2   1    окислитель
Восстановление

Перед азотом и фосфором коэффициенты не нужны, но чтобы уравнять фосфор перед гидрофосфатом калия поставим 2, тогда перед гидроксидом калия – 4, водорода в левой и правой части уравнения становится по 4, а кислород при этом не уравнивается (в левой части 9, в правой – 10):
NO2 + P2O3 + 4KOH → NO +  2K2HPO4+ H2O
Удвоим фосфор в электронном балансе:
2P+34e ® 2P+5    2   1    восстановитель
       Окисление
N+4 +2e ® N+2      4   2    окислитель
Восстановление
Тогда перед азотом в левой и правой части уравнения ставим 2, чтобы уравнять фосфор перед гидрофосфатом калия поставим 2, тогда перед гидроксидом калия – 4, водорода в левой и правой части уравнения становится по 4, а кислород при этом уравнивается (в левой  и правой части по 11):
2NO2 + P2O3 + 4KOH = 2NO +  2K2HPO4+ H2O

ВАРИАНТ - А_Б_В_Г_Д_Е_З
ВАРИАНТ – И_К_Л
Расставить коэффициенты методом электронного баланса
KClO4 + P = KCl + P2O5
Al + HNO3 = Al(NO3)3 + NO2 + H2O
Расставить коэффициенты методом электронного баланса
KClO3 + C = KCl + CO2
Mg + HNO3 = Mg(NO3)2 + N2 + H2O


ВАРИАНТ – М_Н_О_П_Р_С_Т

ВАРИАНТ – У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
Расставить коэффициенты методом электронного баланса
KClO2 + P = KCl + P2O5
Na + H2SO4 = Na2SO4 + H2S + H2O
Расставить коэффициенты методом электронного баланса
KClO + Al = KCl + Al2O3
Al + H2SO4 = Al2(SO4)3 + S+ H2O


______________________________________________________


ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Сегодня вам предстоит 1) с помощью учебника, видеороликов и предложенной здесь теории разобраться со следующими вопросами:
- какие реакции являются окислительно-восстановительными;
- что такое окислитель и восстановитель;
- что такое окисление и восстановление;
- как эти процессы записать схематично.
2) пройти тест после изучения темы

ТЕОРИЯ
Окислительно-восстановительными (далее – ОВР) являются реакции, в ходе которых хотя бы один элемент меняет степень окисления.
Для того, чтобы определить, является ли реакция ОВР, нужно расставить степени окисления всех элементов в формулах веществ в уравнении реакции. Реакции обмена не являются ОВР, реакции замещения всегда ОВР, реакции соединения и разложения нужно проверять на предмет изменения степени окисления. Реакции, не относящиеся к перечисленным типам, являются окислительно-восстановительными.
Если вы забыли, как определять степень окисления, прочитайте параграф 18 или посмотрите видеоурок Степень окисления https://www.youtube.com/watch?v=x4wjfOexrsA или  в документе.
Окисление – процесс отдачи электронов. Окисление происходит с восстановителем. 
Восстановитель – это элемент, который отдает электроны, окисляется, его степень окисления повышается.
Восстановление – процесс принятия электронов. Восстановление происходит с окислителем. 
Окислитель – это элемент, который принимает электроны, восстанавливается, его степень окисления понижается.
Типичными окислителями являются: наиболее электроотрицательные неметаллы (F2, O3, O2, Cl2) и сложные вещества, в которых элементы проявляют свои высшие степени окисления (KMnO4, K2Cr2O7, HNO3, H2SO4, CuO и т.д.). Чем выше электроотрицательность и степень окисления элемента, тем сильнее его окислительные свойства.
Типичными восстановителями являются простые вещества – металлы и сложные вещества, содержащие элементы в низших степенях окисления (H2S, NH3, HI, PH3, CH4). Чем меньше электроотрицательность и ниже степень окисления элемента, тем сильнее его восстановительные свойства. Часто в качестве восстановителей используют водород, углерод и угарный газ, хотя они могут обладать и окислительными свойствами.
На окислительные и восстановительные способности веществ влияет их устойчивость: чем устойчивее соединение, тем слабее проявляются окислительные и восстановительные свойства.
Элементы, находящиеся в соединениях в промежуточной степени окисления, а также большинство неметаллов – простых веществ, обладают окислительно-восстановительной двойственностью, то есть их поведение в реакциях зависит от реагента.
СХЕМЫ ОКИСЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Что происходит с элементом в ходе реакции можно определить используя схему 2 на стр. 264 учебника. Если у элемента степень окисления повышается, значит, он отдавал электроны, он восстановитель; если степень окисления понижается, значит, элемент принимал электроны, он окислитель.

Это можно сделать без использования схемы логическими рассуждениями: положительная степень окисления атома – это нехватка отрицательных частиц – электронов, отрицательная – избыток электронов. Например, S+4 ® S – 2 . Рассуждаем так: до реакции атому серы не хватало 4 электронов, после реакции появилось 2 лишних. Это значит, что он приобрел 6 электронов (4 – для того, чтобы стать нейтральной частицей, и ещё 2 – чтобы приобрести отрицательную степень окисления).
Есть арифметический способ: из исходной степени окисления вычитают получившуюся степень окисления, сразу получают не только количество электронов, но и то, что с ними произошло. Для нашего случая +4 - (-2) = +6 , значит, сера приняла 6 электронов, она окислитель, а процесс - восстановление.
Это записывается такS+4 +6 е ® S – 2
Рассмотрим ещё один пример: P+3® P+5, вычитаем +3 - (+5) = -2, значит, фосфор отдал 2 электрона, он восстановитель, процесс окисления. 
Записывается так: P+3 - 2 е ® P+5
Посмотрите Видеоуроки 
https://www.youtube.com/watch?v=pcMSYF8duqU (первые 7 минут)
https://www.youtube.com/watch?v=_YrfqEgQrEQ (полностью)

Сделайте упражнение 1 (стр. 268).  Сверьтесь здесь.
Если не получилось, вы сделали ошибки, то пройдите урок ещё раз.

ТЕСТ ЗДЕСЬ https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfngBxRXNJ3Ec0fsXHHTxn9mHQNDKtrUTl5bww3HjZT3LuKrw/viewform
 ТЕСТ на понимание генетических связей классов неорганических веществ


Разберем ещё одну разновидность заданий: определить все возможные взаимодействия между веществами и  записать уравнения реакций. 
ВАРИАНТ- А_Б_В_Г_Д_Е_З
ВАРИАНТ – И_К_Л
Даны вещества:
Цинк, гидроксид калия, кислород, вода, соляная кислота, сульфат меди (II), оксид натрия, оксид углерода (IV).
Определите все возможные взаимодействия между этими веществами  и запишите соответствующие уравнения реакций. 

Даны вещества:
оксид кальция, гидроксид бария, кислород, вода, бромоводородная  кислота, хлорид железа (II), магний,  оксид серы (IV).
Определите все возможные взаимодействия между этими веществами  и запишите соответствующие уравнения реакций. 
ВАРИАНТ – М_Н_О_П_Р_С_Т
ВАРИАНТ – У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
Даны вещества:
железо, оксид калия, кислород, вода, нитрат серебра, соляная кислота, гидроксид меди (II),  оксид серы (VI).
Определите все возможные взаимодействия между этими веществами  и запишите соответствующие уравнения реакций. 
Даны вещества:
оксид бария, гидроксид натрия, кислород, вода, серная  кислота, хлорид цинка, алюминий, оксид азота (V).
Определите все возможные взаимодействия между этими веществами  и запишите соответствующие уравнения реакций. 


___________________________________________________________________

Генетические связи классов неорганических веществ
1. Разберитесь с темой по учебнику, сделайте конспект по следующему плану:
1)    Генетический ряд металла, которому соответствует растворимое основание – щёлочь
2)    Генетический ряд металла, которому соответствует нерастворимое основание
3)    Генетический ряд неметалла, которому соответствует растворимая кислота
4)    Генетический ряд неметалла, которому соответствует растворимая кислота
Далее просмотрите это видео https://www.youtube.com/watch?v=yIBoHiGc2Jo
Как решать цепочки превращений подробно объясняется здесь https://www.youtube.com/watch?v=7pC3xfLBKjA
Разбор рядов по учебнику можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=Ye5YGR6LAHQ
Если  остались вопросы подробное объяснение  с решениями цепочек здесь https://www.youtube.com/watch?v=p9OVFdeq73U


ОКСИДЫ
1. Конспект (записываем в тетрадь). Можно списать отсюда или из §41 учебника
КОНСПЕКТ
ОКСИДЫ делятся на
1. Несолеобразующие, им не соответствуют гидроксиды, они не реагируют с кислотами и щелочами с образованием солей. Это СО, SiO, NO, N2O
2. Кислотные, им соответствуют кислоты, они реагируют с щелочами с образованием солей. Это оксиды неметаллов (кроме несолеобразующих и воды) и оксиды металлов в степенях окисления +5, +6, +7.
3. Основные, им соответствуют основания, они реагируют с кислотами с образованием солей, это оксиды металлов в степенях окисления +1 и +2, кроме  ZnO, BeO, SnO, PbO
4. Амфотерные, им соответствуют амфотерные гидроксиды, они реагируют и с кислотами, и с щелочами с образованием солей. Это оксиды металлов в степенях окисления +3 и +4, а также ZnO, BeO, SnO, PbO
Мы пока изучаем кислотные и основные оксиды. Амфотерные обладают свойствами и тех, и других.

Основные оксиды реагируют
1) с водой, если при этом образуется щелочь. Например,
K2O + H2O = 2 KOH;
CuO + H2O ≠ , так как оксиду  меди соответствует нерастворимое основание
2) с кислотными и амфотерными оксидами, при этом образуется соль, например:
СаО + СО2 = СаСО3
K2O + Al2O3 = 2KAlO2
3) с кислотами, при этом образуется соль и вода,
например MgО+ 2HCl = MgCl2 + H2О

Кислотные оксиды реагируют
1) с водой, если при этом образуется растворимая кислота.
Например: SiO2+ H2О ≠ ;        SO3+ H2О = H2SO4
2) с основными и амфотерными оксидами,
при этом образуется соль, например:
СаО + СО2 = СаСО3
3SO3 + Al2O3 = Al2(SO4)3
3) с щелочами, при этом образуется соль и вода, например
2KOH + SiO2 = K2SiO3H2O
4) с кислородсодержащими солями. Если при этом образуется более летучий оксид, или оксид, соответствующий более слабой кислоте.
Например, K2СO3 + SO3 = K2SO4 + CO2

2.  Смотрим видеоролики https://www.youtube.com/watch?v=IWTfF2exrjc
более подробно https://www.youtube.com/watch?v=8KYOKiA92Uw (очень поможет в составлении уравнений в заданиях по вариантам )
еще одно видео, для тех, кто не понял из первого и второго https://www.youtube.com/watch?v=8qelCJVXWfg (первые 12 минут)


4. Задания
Записать уравнения  реакций оксидов с предложенными веществами, одну из реакций записать в ионном виде:
ВАРИАНТ- А_Б_В_Г_Д_Е_З
ВАРИАНТ – И_К_Л
Оксид серы (VI) + вода
Оксид серы (VI) + оксид натрия
Оксид натрия + вода
Оксид серы (VI) + сульфит натрия
Оксид натрия + соляная кислота
Оксид серы (IV) + вода
Оксид серы (IV) + оксид лития
Оксид лития + вода
Оксид лития + азотная кислота
Оксид серы (IV) + карбонат калия
ВАРИАНТ – М_Н_О_П_Р_С_Т
ВАРИАНТ – У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
Оксид азота (V) + вода
Оксид азота (V) + оксид кальция
Оксид азота (V) + гидроксид кальция
Оксид кальция + вода
Оксид кальция + бромоводородная кислота
Оксид фосфора (V) + вода
Оксид фосфора (V) + оксид калия
Оксид фосфора (V) + гидроксид калия
Оксид калия + вода
Оксид калия + серная кислота

СОЛИ КАК ЭЛЕКТРОЛИТЫ

КОНСПЕКТ
РАСТВОРИМЫЕ соли  реагируют
1) с металлами, если металл стоит левее металла соли в ряду активности металлов, но правее магния (включая магний),при этом образуются соль и металл.
Например, Cu + NaCl ≠;       
Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4
Полный ионный вид     Fe 0+ Cu2+ + SO42– = Cu 0+ Fe2+ + SO42–
Краткий ионный вид    Fe 0+ Cu2+                   = Cu 0+ Fe2+

2) с растворимыми кислотами, (соль может быть нерастворима, если она является сульфидом, сульфитом или карбонатом), при этом образуется другая кислота и другая соль, один из продуктов должен выпадать в осадок или выделяться в виде газа.
Например, HCl + BaSO4 ≠  реакция не идёт, потому что BaSO4 нерастворим                 
HCl + NaNO3 ≠  реакция не идёт, потому что не образуется осадок, газ или вода
2HCl + CaCO3 = CaCl2 + H2O + CO2­;
HCl + AgNO3AgCl¯ + HNO3

3) с щелочами, при этом образуется другое основание и другая соль, один из продуктов должен выпадать в осадок или выделяться в виде газа.
Например, 2KOH + CuSO4 = K2SO4 + Cu(OH)2¯;
KOH + NH4Cl = KCl + H2O + NH3­;
KOH + NaNO3 ≠ реакция не идёт, потому что не образуется осадок, газ или вода
KOH + AgCl ≠ реакция не идёт, потому что AgCl нерастворим 

4) с солями, реакция идет, если обе соли растворимы, при этом образуются две другие соли, хотя бы одна из которых должна выпадать в осадок.
Например, КCl + BaSO4 ≠ реакция не идёт, потому что BaSO4 нерастворим
КCl + NaNO3 ≠ реакция не идёт, потому что не образуется осадок, газ или вода
КCl + AgNO3AgCl¯ + КNO3
5) кислородсодержащие соли реагируют с кислотными оксидами, если при этом образуется более летучий оксид, или оксид, соответствующий более слабой кислоте. Например:
K2SO4 + CO2 ≠ , так как должен получиться SO3, который не является более летучим, чем СО2, и не соответствует более слабой кислоте, чем H2CO3.
K2СO3 + SO3 = K2SO4 + CO2 реакция идет, так как получающийся СО2 более летучий, чем SO3, и соответствует более слабой кислоте, чем H2SO4.
2. Смотрим  ознакомительный видеоролик
для тех, кто не помнит, как составлять формулы солей


4. Выполняем задания по вариантам
ВАРИАНТ - А_Б_В_Г_Д_Е_З
ВАРИАНТ – И_К_Л
1. сульфат алюминия + цинк
2. хлорид алюминия + гидроксид бария
3. хлорид алюминия + нитрат серебра
4. хлорид алюминия + фосфат натрия
5. хлорид железа (III) + алюминий
1. хлорид серебра + калий
2. сульфат цинка + хлорид бария
3. сульфат цинка + гидроксид калия
4. сульфат цинка  +  алюминий
5. сульфат цинка + сероводородная кислота

ВАРИАНТ – М_Н_О_П_Р_С_Т
ВАРИАНТ – У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
1. нитрат серебра + цинк
2. нитрат серебра + хлорид магния
3. нитрат серебра + йодоводородная кислота
4. нитрат серебра + гидроксид алюминия
5. нитрат железа (III) + гидроксид бария
1. сульфат цинка + алюминий
2. фосфат натрия + гидроксид бария
3. фосфат натрия + хлорид серебра
4. фосфат натрия + нитрат кальция
5. карбонат натрия + азотная кислота



__________________________________________ 
Химические свойства оснований с позиций ТЭД

1) КОНСПЕКТ
Основания делятся на щёлочи (растворимые) – их немного: NaOH, KOH, LiOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Sr(OH)2 и нерастворимые основания (все остальные). Особое место занимает гидроксид аммония NH4OH, который растворим, но щёлочью не является, потому что слабо диссоциирует.
Щёлочи реагируют
1) с кислотными оксидами (оксиды неметаллов (кроме N2O, CO, NO, SiO), при этом образуются соль и вода.
Например, 2KOH (р)+ SiO2 (нэ)= K2SiO3 (р) +  H2O (нэ);
Полное ионное уравнение 2K+ + 2OН  + SiO2= 2K+ + SiO32– + H2O
Краткое ионное уравнение        2OН  + SiO2=  SiO32– + H2O
2) с кислотами (реакция нейтрализации), при этом образуются соль и вода. Например, 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O;
Полное ионное уравнение 2K+ + 2OН  + 2H+ SO42– = 2K+ + SO42– + 2H2O
Краткое ионное уравнение        2OН  + 2H=  2H2O
OН  + H=  H2O,
3) с солями, реакция идет, если соль растворимая, при этом образуется другое основание и другая соль, один из продуктов должен выпадать в осадок или выделяться в виде газа.
Например, 2KOH + CuSO4 = K2SO4 + Cu(OH)2¯;
Полное ионное уравнение 2K+ + 2OН  + Cu2+   + SO42– = 2K+ + SO42– + Cu(OH)2¯;
Краткое ионное уравнение        2OН + Cu2+   = Cu(OH)2¯;
KOH + NH4Cl = KCl + H2O + NH3­;
Полное ионное уравнение K+ + OН  + NH4+ + Cl = K+ + Cl + H2O + NH3
Краткое ионное уравнение        OН  + NH4+ H2O + NH3
KOH + NaNO3 ≠ не образуется осадка, газа или воды
KOH + AgCl ≠ нерастворимая соль с щелочью не реагирует
Нерастворимые основания реагируют
1) с растворимыми кислотами, при этом образуются соль и вода.
Например, Cu(OH)2 + H2SO=  CuSO4 + 2H2O
Полное ионное уравнение Cu(OH)2 + 2H+ + SO42– = Cu2+   + SO42– +  2H2O
Краткое ионное уравнение        Cu(OH)2 + 2H+    = Cu2++ 2H2O
2) разлагаются при нагревании на оксид металла и воду.
Например, Cu(OH)2  =  CuO+ H2O

2) Просмотрите видеоролики (можно один, если всё понятно)


4) Решите задание
ВАРИАНТ - А_Б_В_Г_Д_Е_З
ВАРИАНТ – И_К_Л
1. Гидроксид натрия + оксид серы (IV)
2. Гидроксид кальция + азотная кислота
3. Гидроксид железа (III) + соляная кислота
4. Разложение гидроксида железа (III)
5. Гидроксид натрия + сульфат цинка
1. Гидроксид калия + оксид серы (VI)
2. Гидроксид бария + азотная кислота
3. Гидроксид алюминия + серная кислота
4. Разложение гидроксида хрома (III)
5. Гидроксид калия + хлорид железа (III)


ВАРИАНТ – М_Н_О_П_Р_С_Т

ВАРИАНТ – У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
1. Гидроксид лития + оксид углерода(IV)
2. Гидроксид стронция + бромоводородная кислота
3. Гидроксид меди (II) + соляная кислота
4. Разложение гидроксида алюминия
5. Гидроксид лития + фосфат натрия
1. Гидроксид бария  + оксид азота (V)
2. Гидроксил калия + фосфорная кислота
3. Гидроксид цинка + йодоводородная кислота
4. Разложение гидроксида магния
5. Гидроксид натрия + нитрат алюминия


______________________________________


Тема: Химические свойства кислот
Химические свойства вещества – это информация о том, в какие реакции данное вещество вступает, с чем реагирует.
Напомню, что мы знаем 4 класса сложных веществ: кислоты, соли, основания и оксиды.
В таком же порядке мы их будем изучать.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ:
1.     Переписать конспект урока в тетрадь
2.     Посмотреть видеоролик по теме
* Эти два пункта можно менять местами
3.     Пройти тест на понимание (в день урока до 17.00)
4.     Решить карточку своего варианта (вариант определяется первой буквой фамилии) (к следующему уроку)

КИСЛОТЫ
1. Конспект (записываем в тетрадь). 
1) Кислоты диссоциируют с образованием катиона водорода:
HClH+ + Cl сильные кислоты диссоциируют необратимо
HF     ↔    H+ + Fслабые кислоты диссоциируют обратимо,
в ионных уравнениях их не раскладывают на ионы

2) Кислоты реагируют с металлами, если кислота растворимая, а металл стоит левее водорода в ряду активности металлов, при этом образуются соль и водород.
Например, Cu (правее Н)+ HCl ≠;  
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
Полный ионный вид 2Al 0+ 6H+ + 6Cl = 2Al3+  + 6Cl + 3H20
Краткий ионный вид 2Al 0+ 6H+            = 2Al3+             + 3H20

3) Кислоты реагируют  с оксидами металлов в степенях окисления +1,+2 и +3, реакция возможна, если кислота растворимая, при этом образуются соль и вода.
Например, MgО+ 2HCl = MgCl2 + H2О
Полный ионный вид MgО + 2H+ + 2Cl = Mg2+  + 2Cl + H2O
Краткий ионный вид MgО + 2H+                 = Mg2+  +           H2O

4) Кислоты реагируют гидроксидами металлов в степенях окисления +1,+2 и +3, реакция возможна, если  кислота  или основание растворимы, при этом образуются соль и вода.
Это реакция НЕЙТРАЛИЗАЦИИ.
Например, Mg(ОН)2 (н) + 2HCl = MgCl2 + 2H2О;
2KOH + H2SiO3 (н) = K2SiO3 + 2 H2O;
Cu(OH)2(н)  + H2SiO3(н)  ≠ оба нерастворимы
KOH + HCl = KCl + H2O;
Полный ионный вид K+ + OН  + H+ + Cl = K+ + Cl + H2O
Краткий ионный вид        OН  + 2H+                 =          H2O

5) Кислоты реагируют с солями, реакция идет, если кислота и соль растворимы (соль может быть нерастворима, если она является сульфидом, сульфитом или карбонатом), при этом образуется другая кислота и другая соль, один из продуктов должен выпадать в осадок или выделяться в виде газа.
Например, HCl + BaSO4 (н) ≠; 
HCl + NaNO3 ≠; не образуются осадок, газ вода
HCl + AgNO3 = AgCl¯ + HNO3
2HCl + CaCO3 (н) = CaCl2 + H2O + CO2­;
Полный ионный вид 2H+ + 2Cl + CaCO3= Ca2+  + 2Cl + H2O + CO2­
Краткий ионный вид 2H+ +             CaCO3= Ca2+                + H2O + CO2­


2. Смотрим  видеоролик по ссылке, особое внимание обращайте на составление ионных уравнений.

3. Проходим ТЕСТ по ссылке
4. Выполняем задания :
Допишите уравнения возможных реакций,
одну из реакций запишите в полном и кратком ионном виде
ВАРИАНТ - А_Б_В_Г_Д_Е_З
ВАРИАНТ – И_К_Л
1. Бромоводородная кислота + цинк
2. Серная кислота + оксид алюминия
3. Соляная кислота + серебро
4. Фосфорная кислота + гидроксид натрия
5. Йодоводородная кислота + силикат натрия
1. Серная кислота + калий
2. Азотная кислота + оксид бария
3. Фтороводородная кислота + оксид азота (I)
4. Серная кислота + гидроксид алюминия
5. Бромоводородная кислота + сульфид калия


ВАРИАНТ – М_Н_О_П_Р_С_Т

ВАРИАНТ – У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
1. Фосфорная кислота + натрий
2. Бромоводородная кислота + оксид кальция
3. Серная кислота + хлорид магния
4. Азотная кислота + гидроксид цинка
5. Азотная кислота + карбонат магния
1. Йодоводородная кислота + кальций
2. Фосфорная кислота + оксид натрия
3. Азотная кислота + хлорид серебра
4. Соляная кислота + гидроксид бария
5. Серная кислота + сульфит калия


Уравнения реакций ионного обмена
1. Рекомендую просмотр учебных видеороликов 
https://www.youtube.com/watch?v=4cuOYlcyQyk (вся тема в одном уроке)
https://www.youtube.com/watch?v=O0YjUlaGUgc (очень подробно и понятно)
это видео с РЭШ https://www.youtube.com/watch?v=0RCFox-oR_o

2. Выполните задания. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде между:
а) серной кислотой и гидроксидом натрия
б) соляной кислотой и нитратом серебра
в) карбонатом натрия и азотной кислотой
г) гидроксидом железа (III) и бромоводородной кислотой
д) сульфидом цинка и йодоводородной кислотой




ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ


1. Условия: - смешать  вещества; - нагреть; - измельчить/растворить
2. Признаки: - изменение цвета, - выпадение осадка; - выделение газа; - изменение запаха; выделение или поглощение энергии (света, тепла).
3. Закон сохранения массы веществ: масса исходных веществ равна массе продуктов реакции. На основании закона составляются уравнения реакций - условная запись реакции с помощью химических формул и коэффициентов.
4. Классификация реакций:
I. По тепловому эффекту - с выделением тепла  = экзотермические
                                              - с поглощением тепла = эндотермические
II. По числу и составу веществ, участвующих в реакции
- реакции соединения -  из нескольких веществ получается одно
- реакции разложения - из одного вещества получается несколько
- реакции замещения -простое вещество замещает один из элементов в сложном веществе (простое + сложное = простое + сложное)
- реакция обмена - два сложных вещества обмениваются своими составными частями (сложное + сложное = сложное + сложное)


Примеры 
Физические тела - любые объекты, имеющие форму, например: ручка, стол, машина, дом.
Физические свойства - это признаки веществ, отличающие их от других, к ним относятся: агрегатное состояние, цвет, запах, вкус, блеск, прозрачность, плотность, температуры кипения и плавления, пластичность, твёрдость, электро-и теплопроводность.
Физические явления - явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие, это механические, тепловые, звуковые, световые, электрические, магнитные явления, например: испарение воды, плавление воска, растворение сахара, молния, гром, притяжение гвоздя к магниту, движение мяча при броске и т.д.
Смеси - молоко, нефть, морская вода, любые горные породы, например, гранит, воздух, почва, сплавы (чугун, сталь, бронза),  и т.д.
Чистые вещества в природе практически не встречаются, их выделяют из смесей, они имеют химические названия, например: хлорид натрия, серная кислота, этиловый спирт, некоторые чистые вещества используются в быту: сахароза, поваренная соль, пищевая сода.
Простые вещества состоят из атомов одного химического элемента  и называются также, как элемент: золото, серебро, сера, кислород, водород. Исключение составляют такие простые вещества, как озон (состоит из атомов кислорода), алмаз и графит (состоят из атомов углерода).
Сложные вещества состоят из атомов разных элементов, имеют чаще всего  названия, состоящие из двух слов: серная кислота, гидроксид натрия, хлорид серебра и т.д. Для часто использующихся веществ введены тривиальные названия: сода, аммиак, вода. Названий сложных веществ в таблице Менделеева быть не должно.
Химические явления - явления, при которых из одних веществ получаются другие, об этом можно судить по появлению новых признаков: изменению цвета или запаха вещества, изменению агрегатного состояния без влияния температуры, по выделению тепла и света. Примеры химических явлений: горение (любых веществ: бумаги, древесины, свечного воска или парафина и т.п.), ржавление железа, прокисание молока, протухание яйца, изменение цвета листьев осенью,  гашение соды уксусом.


12 определений 
Химия - Наука о веществах и химических явлениях (реакциях).
Вещество - Вид материи, имеющий массу. То, из чего состоят физические тела.
Атом - Мельчайшая частица химического элемента
Молекула - Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства
Ион - Заряженная частица, образовавшаяся из атома или молекулы
Хим. Элемент - Совокупность атомов одного вида
Хим. Реакция - Явление, при котором из одних веществ образуются другие
Простые вещества - Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента
Сложные вещества - Вещества, состоящие из атомов разных химических элементов
Хим. Формула - Условная запись состава вещества с помощью знаков химических элементов и индексов
Хим. Уравнение - Условная запись химической реакции с помощью хим.формул и коэффициентов

Смесь - Система, состоящая из частиц разных веществ


Структура курса химии









УЧИМ  ЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Название элемента
Знак
Произношение в формулах
НЕМЕТАЛЛЫ
Водород
H
Аш
Кислород
O
О
Углерод
C
Це
Азот
N
Эн
Сера
S
Эс
Фосфор
P
Пэ
Фтор
F
Фтор
Хлор
Cl
Хлор
Бром
Br
Бром
Йод
I
Йод
Кремний
Si
Силициум
МЕТАЛЛЫ
Литий
Li
Литий
Калий
К
Калий
Натрий
Na
Натрий
Магний
Mg
Магний
Кальций
Ca
Кальций
Барий
Ba
Барий
Алюминий
Al
Алюминий
Цинк
Zn
Цинк
Марганец
Mn
Марганец
Хром
Cr
Хром
Железо
Fe
Феррум
Медь
Cu
Купрум
Серебро
Ag
Аргентум
Ртуть
Hg
Гидраргирум
Золото
Au
Аурум
Свинец
Pb
Плюмбум
Олово
Sn
станнум


ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ
1. Названия каких элементов здесь зашифрованы: ордовод, силокорд, арес? Запиши четыре формулы сложных веществ, состоящих из этих элементов.

2. Названия некоторых химических элементов входят в состав часто употребляемых словосочетаний. Определите эти элементы и напишите их символы вместо многоточия: а) ….солдатик; б) …. леди; в)…лихорадка;
г) … долина; д) … тучи; е)… дровосек; ж)…бомба; з) … лампа; и)….голодание; к)…. муки.

3. В штативе стоят 5 пробирок с солями металлов: натрия, кальция, никеля, меди и серебра. Определите порядок, в котором они расставлены, если: 1) Соль натрия не рядом с солью кальция; 2) соль никеля – не рядом с солями меди и серебра; 3) соль серебра слева от соли меди; 4) соль кальция не соседствует с солями никеля и серебра; 5) соль натрия и меди не стоят рядом.

4. Даны формулы веществ: 1) О2; 2) Н2О; 3) СО2; 4) Н2; 5) С12Н22О11
Ответьте на следующие вопросы:
А) Какие из этих веществ простые?
Б) Какие из этих веществ газообразные при обычных условиях?
В) У какого из этих веществ относительная молекулярная масса наибольшая? Чему она равна?
Г) В каком из этих веществ массовая доля кислорода наименьшая? Чему она равна?
Д) Какой вид химической связи присутствует во всех этих веществах?
Е) Как называется каждое из этих веществ?
Ж) Какое из этих веществ поддерживает горение?

5. Плотность воды 1г/мл, поэтому 1 кг воды занимает объем, равный 1 л. Плотность серной кислоты 1,8 г/мл. Какой объем займет 1 кг серной кислоты?

Можно ли в литровую бутылку налить 1 кг подсолнечного масла? Почему?

ПОДГОТОВКА к практической работе
Допишите уравнения реакций:
Zn + HCl;    Zn + CuSO4;    CuSO+ NaOH; Cu(OH)2 +HCl;   Cu(OH)2 (разложение);    CuO + H2SO4;   Na2CO3 + HCl;   Ca(OH)+ CO2 ; BaCl2 + CuSO4; NaOH+ H2SO4
Три любых уравнения составьте в ионном виде.

Схема. Условия протекания реакций ионного обмена




  Схема показывает, что соль с солью, а также основание с солью могут реагировать, если оба вещества растворимы (2Р), основание с кислотой взаимодействуют, если хотя бы один из реагентов растворим (1Р), кислота с солью реагируют, если кислота растворима, соль должна быть растворимой, но может быть нерастворимой, если это сульфид, сульфит или карбонат. Реакция идет до конца (то есть практически необратимо), если образуются слабые электролиты или неэлектролиты, осадки (в таблице растворимости обозначаются как М и Н), газы (сероводород, нестабильные кислоты и гидроксид аммония, которые распадаются на газообразные вещества и воду), вода.






НОВЫЕ ВАРИАНТЫ
ВАРИАНТ – 5
1. У атомов натрия и лития одинаковым является:
1) число протонов в ядре атома                                  2) число электронных слоев;
3) число электронов на внешнем уровне;                  4) заряд ядра атома
2. Ионная связь присутствует в веществе:
 1) бромид калия; 2) натрий; 3) кислород; 4) оксид углерода
3. Сложным веществом является: 1) сахар; 2) алмаз; 3) йод; 4) водород
4. Среди приведенных формул кислотой является: 1) H2SO4; 2) КNO3; 3)Fe(OH)2; 4) CaO
5. В периоде от алюминия к хлору возрастают:
1) металлические свойства;                   2) радиусы атомов;
3) неметаллические свойства;               4) число электронных слоев в атомах
6. Реакция между оксидом кальция и соляной кислотой относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) обмена; 4) замещения
7. В уравнении реакции между кальцием и кислородом коэффициент перед продуктом реакции
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4
8. В каком из соединений степень окисления серы равна +4:
1) FeS; 2)H2SO4; 3) H2S; 4)SO2
9. Массовая доля кислорода в нитрате калия равна _____________%
10. Смешали 40 г соли и 160 г воды. Массовая доля соли в растворе = ______%
11. 20 г гидроксида натрия соответствует количеству вещества___________моль
12. Магний массой 6 г реагирует с соляной кислотой. Сколько  литров водорода при этом выделится?_____ л


ВАРИАНТ – 6
1. У атомов азота и фосфора одинаковым является:
1) число протонов в ядре атома                                  2) число электронных слоев;
3) число электронов на внешнем уровне;                  4) заряд ядра атома
2. Ковалентная полярная связь присутствует в веществе:
1) бромид калия; 2) натрий; 3) кислород; 4) оксид углерода
3. Простым веществом является: 1) глюкоза; 2) озон; 3) жир, 4) вода
4. Среди приведенных формул солью является: 1) H2SO4; 2) КNO3; 3)Fe(OH)2; 4) CaO
5. В группе от фтора к йоду возрастают:
1) число валентных электронов;                      2) электроотрицательность;
3) неметаллические свойства;                           4) число электронных слоев в атомах
6. Реакция между магнием и серной кислотой относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) обмена; 4) замещения
7. В уравнении реакции между гидроксидом алюминия и серной кислотой коэффициент перед основанием
1) 1;            2) 2;                3) 3;               4) 4
8. В каком из соединений степень окисления серы равна +6:
1) FeS; 2)H2SO4; 3) H2S; 4)SO2
9. Массовая доля калия в фосфате калия равна _____________%
10. Масса соли в 120 г 5%-ного раствора равна _________________г
11. 49 г фосфорной кислоты соответствует количеству вещества___________моль
12. Натрий  массой 4,6 г может прореагировать с хлором объемом _____ л


ВАРИАНТ – 7
1. У атомов хлора число электронных слоев и валентных электронов соответственно равны:
1) 7 и 3                             2) 3 и 7;
3) 3 и 17;                          4) 5 и 17
2. Ковалентная неполярная связь присутствует в веществе:
1) бромид калия; 2) натрий; 3) кислород; 4) оксид углерода
3. Простым веществом является: 1) глюкоза; 2) графит; 3) сода; 4) вода
4. Среди приведенных формул основанием является: 1) H2SO4; 2) КNO3; 3)Fe(OH)2; 4) CaO
5. В группе от фтора к йоду уменьшаются:
1) число валентных электронов;           2) радиус атома;
3) неметаллические свойства;               4) число электронных слоев в атомах
6. Реакция между магнием и бромом относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) обмена; 4) замещения
7. В уравнении реакции между магнием и кислородом коэффициент перед металлом
1) 1;            2) 2;                3) 3;               4) 4
8. В каком из соединений степень окисления азота равна +5:
1) KNO2; 2)KNO3; 3) N2O; 4)NO2
9. Массовая доля кислорода в сульфате натрия равна _____________%
10. Смешали 80 г соли и 320 г воды. Массовая доля соли в растворе = ______%
11. 2 моль оксида натрия имеют массу  __________г
12. Гидроксид калия массой 5,6 г  может прореагировать с фосфорной кислотой массой _____ г


ВАРИАНТ – 8
1. У атомов кальция число электронных слоев и валентных электронов соответственно равны:
1) 2 и 4                             2) 2 и 20;
3) 4 и 2;                            4) 4 и 20
2. Металлическая связь присутствует в веществе:
1) бромид калия; 2) натрий; 3) кислород; 4) оксид углерода
3. Сложным веществом является: 1) молоко; 2) сера; 3) графит; 4) вода
4. Среди приведенных формул оксидом является: 1) H2SO4; 2) КNO3; 3)Fe(OH)2; 4) CaO
5. В периоде  от кислорода к литию уменьшаются:
1) число валентных электронов;           2) радиус атома;
3) металлические свойства;                   4) число электронных слоев в атомах
6. Реакция между гидроксидом магния и соляной кислотой относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) обмена; 4) замещения
7. В уравнении реакции между алюминием и соляной кислотой коэффициент перед формулой кислоты 1) 5;             2) 2;                3) 3;               4)  6
8. В каком из соединений степень окисления азота равна +3:
1) KNO2; 2)KNO3; 3) N2O; 4)NO2
9. Массовая доля калия в силикате калия равна _____________%
10. Масса соли в 150 г 2%-ного раствора равна _________________г
11. 0,1 моль оксида фосфора (V) имеют массу  __________г
12. Оксид калия массой 9,4  г  может прореагировать с соляной кислотой массой _____ г









ТРЕНИРУЕМСЯ РЕШАТЬ ВАРИАНТЫ
В варианте - 1 отмечены правильные ответы
ВАРИАНТ – 1
1. У атомов кальция и магния одинаковым является:
1) число протонов в ядре атома                                  2) число электронных слоев;
3) число электронов на внешнем уровне;                  4) заряд ядра атома
2. Ионная связь присутствует в веществе:
 1) хлорид фосфора; 2) водород; 3) медь; 4) фторид кальция
3. Сложным веществом является: 1) озон; 2) алмаз; 3) йод; 4) вода
4. Среди приведенных формул кислотой является: 1) H2O2; 2) HNO3; 3)Cu(OH)2; 4) Ca(NO3)2
5. В периоде от лития к фтору возрастают:
1) металлические свойства;                   2) радиусы атомов;
3) неметаллические свойства;               4) число электронных слоев в атомах
6. Реакция между оксидом натрия и фосфорной кислотой относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) обмена; 4) замещения
7. В уравнении реакции между алюминием и кислородом коэффициент перед продуктом реакции
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4
8. В каком из соединений степень окисления азота равна +5:
1) KNO2; 2)KNO3; 3) N2O; 4)NO2
9. Массовая доля кислорода в карбонате кальция равна ______48____%
10. Масса соли в 400 г 20%-ного раствора равна ____________80____г
11. 16 г гидроксида натрия соответствует количеству вещества____0,4_____моль
12. Цинк массой 6,5 г реагирует с соляной кислотой. Сколько  литров водорода при этом выделится? 2,24 л



ВАРИАНТ – 2
1. У атомов серы и хлора одинаковым является:
1) число протонов в ядре атома                                  2) число электронных слоев;
3) число электронов на внешнем уровне;                  4) заряд ядра атома
2. Ковалентная полярная связь присутствует в веществе:
 1) хлорид фосфора; 2) водород; 3) медь; 4) фторид кальция
3. Простым веществом является: 1) глюкоза; 2) алмаз; 3) углекислый газ; 4) вода
4. Среди приведенных формул солью является: 1) H2O2; 2) HNO3; 3)Cu(OH)2; 4) Ca(NO3)2
5. В группе от лития к калию возрастают:
1) число валентных электронов;                      2) электроотрицательность;
3) неметаллические свойства;               4) число электронных слоев в атомах
6. Реакция между магнием и кислородом относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) обмена; 4) замещения
7. В уравнении реакции между гидроксидом натрия и серной кислотой коэффициент перед основанием
1) 1;            2) 2;                3) 3;               4) 4
8. В каком из соединений степень окисления азота равна +3:
1) KNO2; 2)KNO3; 3) N2O; 4)NO2
9. Массовая доля кислорода в фосфате натрия равна _____________%
10. Масса соли в 300 г 15%-ного раствора равна _________________г
11. 9,8 г фосфорной кислоты соответствует количеству вещества___________моль
12. Алюминий  массой 5,4 г может прореагировать с хлором _____ л


ВАРИАНТ – 3
1. У атомов фосфора число электронных слоев и валентных электронов соответственно равны:
1) 5 и 3                             2) 3 и 5;
3) 3 и 15;                          4) 5 и 15
2. Ковалентная неполярная связь присутствует в веществе:
 1) хлорид фосфора; 2) водород; 3) медь; 4) фторид кальция
3. Простым веществом является: 1) воздух; 2) сера; 3) сода; 4) вода
4. Среди приведенных формул основанием является: 1) H2O2; 2) HNO3; 3) Cu(OH)2; 4) Ca(NO3)2
5. В группе от азота к фосфору уменьшаются:
1) число валентных электронов;           2) радиус атома;
3) неметаллические свойства;               4) число электронных слоев в атомах
6. Реакция между магнием и соляной кислотой относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) обмена; 4) замещения
7. В уравнении реакции между литием и кислородом коэффициент перед металлом
1) 1;            2) 2;                3) 3;               4) 4
8. В каком из соединений степень окисления азота равна +3:
1) KNO2; 2)KNO3; 3) N2O; 4)NO2
9. Массовая доля натрия в сульфате натрия равна _____________%
10. Масса соли в 600 г 5%-ного раствора равна _________________г
11. 2 моль оксида алюминия имеют массу  __________г
12. Гидроксид калия массой 5,6 г  может прореагировать с серной кислотой массой _____ г


ВАРИАНТ – 4
1. У атомов углерода число электронных слоев и валентных электронов соответственно равны:
1) 2 и 6                             2) 2 и 4;
3) 4 и 2;                            4) 4 и 6
2. Металлическая связь присутствует в веществе:
 1) хлорид фосфора; 2) водород; 3) медь; 4) фторид кальция
3. Сложным веществом является: 1) воздух; 2) сера; 3) графит; 4) вода
4. Среди приведенных формул оксидом является: 1) СO2; 2) HNO3; 3) Cu(OH)2; 4) Ca(NO3)2
5. В периоде  от хлора к кремнию уменьшаются:
1) число валентных электронов;           2) радиус атома;
3) металлические свойства;                   4) число электронных слоев в атомах
6. Реакция между нитратом серебра и соляной кислотой относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) обмена; 4) замещения
7. В уравнении реакции между алюминием и хлоридом цинка коэффициент перед хлоридом цинка
1) 1;            2) 2;                3) 3;               4)  6
8. В каком из соединений степень окисления азота равна +4:
1) KNO2; 2)KNO3; 3) N2O; 4)NO2
9. Массовая доля калия в карбонате калия равна _____________%
10. Масса соли в 80 г 25%-ного раствора равна _________________г
11. 3 моль оксида углерода (IV) имеют массу  __________г
12. Оксид кальция  массой 28  г  может прореагировать с соляной кислотой массой _____ г


ГОТОВИМСЯ К ТЕСТИРОВАНИЮ
 Повторяем теорию
1.                  Строение атома. Изменение свойств и строения атомов.
К F увеличивается электроотрицательность, неметаллические и окислительные свойства (способность принимать электроны),
к Fr увеличиваются металлические и восстановительные свойства (способность отдавать электроны).
Сверху вниз увеличивается число энергетических уровней и радиус атома,
слева – направо увеличивается число валентных электронов на внешнем уровне.
№ группы = числу внешних электронов и высшей степени окисления,
№ периода =  числу уровней (слоев),
№ элемента = заряду ядра, числу протонов и электронов
2.                  Хим связь:  
Ме-Неме = ионная связь,
металл = металлическая связь,
2 неметалла = ковалентная связь, одинаковые атомы = неполярная, разные атомы - полярная
3.                  Классификация веществ. Названия веществ.
Простые вещества: озон, графит, алмаз + все элементы.
Оксиды ЭО. Основания МеОН. Кислоты НХ. Соли МеХ.
4.                  Типы реакций.
Реакции соединения: 2 простых вещества или 2 оксида;
Замещение: простое + сложное вещество; Обмен - 2 сложных вещества (но не 2 оксида)
5.                  ТБ: кислоту нейтрализуют содой, щелочь нейтрализуют уксусной кислотой.
Решаем задания
1. Как изменяется радиус атомов от лития к калию? Как изменяется число валентных электронов от лития к кислороду? Как изменяется электроотрицательность от  кремния к хлору? Как изменяются металлические свойства от натрия к алюминию? Что общего в строении атомов серы и кислорода? Что общего в строении атомов натрия и алюминия?
2. Определите вид связи в веществах: Na3N; H2; H2O; Cu; CaO; H2SO4; K3PO4; K.
3. Подчеркните названия простых веществ: сера, вода, сахароза, озон, азот, глюкоза, углекислый газ, этанол, магний, алмаз, глицерин, графит, водород.
Определите класс каждого вещества:  FeS, CuO, Mg(OH)2, HCl, HNO3, K3PO4, P2O5, Fe(OH)3, H2O, LiOH, Na2SO4.
4 - 5. Определите тип реакции, составьте реакцию и расставьте коэффициенты:
Хлор + алюминий; цинк + соляная кислота; оксид магния + фосфорная кислота; сера + фтор; алюминий + сульфат меди (II), оксид алюминия + соляная кислота.
6. Определите степень окисления (валентность) серы в соединениях: H2S; SO2; SO3; H2SO4; K2SO3; CaSO4.
7. Рассчитайте массовую долю кислорода в сульфате магния, массовую долю калия в карбонате калия.
8. Смешали 20 г соли и 180 г воды. Определите массовую долю соли в растворе.
Сколько г соли содержится в 500 г 15% раствора?
9. Определите количество вещества в 4,9 г серной кислоты.
Найдите массу 0,5 моль оксида углерода (IV).
Определите количество вещества в 448 литрах водорода.
Найдите объем 2 молей газа.
Найдите количество вещества, соответствующего 1,2• 1025 молекул.
10. Сколько г оксида алюминия вступит в реакцию с 29,4 г серной кислоты?
Сколько г серной кислоты вступит в реакцию с 4 г гидроксида натрия?
Сколько л водорода выделится при реакции 2,7 г алюминия с соляной кислотой?
Сколько г гидроксида кальция может прореагировать с 7,3 г соляной кислоты?

Комментариев нет:

Отправить комментарий