ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ реакции
Характеристика элемента по положению в ПС видеоурокГенетические связи
Как решать цепочки превращений подробно объясняется здесь https://www.youtube.com/watch?v=7pC3xfLBKjA
Разбор генетических рядов можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=Ye5YGR6LAHQ
Если остались вопросы подробное объяснение с решениями цепочек здесь https://www.youtube.com/watch?v=p9OVFdeq73U Задание:определить все возможные взаимодействия между веществами и записать уравнения реакций.(пример)Даны: оксид стронция, вода, марганец, оксид фосфора (V), фторид серебра, кислород, фосфорная кислота, гидроксид кальция.Запишите вещества в виде формул в одну строчку, подпишите под каждым веществом его класс.
После того, как вы подписали классы веществ, вы проверяете возможность взаимодействия слева - направо.
Например, берем оксид стронция - основный оксид, находим в схеме, с чем он реагирует (с водой, кислотным оксидом, кислотой), выбираем среди правее стоящих формул эти вещества, соединяем дугой и нумеруем реакцию. Потом берем следующее вещество, проверяем также и т.д. После этого записываем уравнения реакций:1) SrO + H2O = Sr(OH)2 2) 3SrO + P2O5 = Sr3(PO4)2 3) 3SrO + 2H3PO4 = Sr3(PO4)2 + 3H2O 4) H2O + Mn = MnO + H2 5) 3H2O + P2O5 = 2H3PO4 6) Mn + 2AgF = MnF2 + 2Ag 7) 2Mn + O2 = 2MnO 8) P2O5 + 3Ca(OH)2 = Ca3(PO4)2 + 3H2O 9) 3AgF + H3PO4 = Ag3PO4 ↓ + 3HF 10) 2AgF + Ca(OH)2 = CaF2 + 2AgOH (разлагается на Ag2O + H2O) 11) 2H3PO4 + 3Ca(OH)2 = Ca3(PO4)2 + 6H2O
Классификация оксидов видеоурок Свойства оксидов видеоурок
Свойства солей видеоурок (состав и номенклатура)Свойства оснований видеоурокСвойства кислот видеоурокРАСТВОРЫ5. Действия с растворами https://www.youtube.com/watch?v=K0PuG53ndwg&feature=emb_logo
ОПЫТЫ
Решение задач по уравнению реакции
Свойства кислот конспектНАЗВАНИЯ КИСЛОТ И СОЛЕЙ
Формула кислоты
Название кислоты
Название соли
Оксид
Бескислородные
(ЛВС)
HF
Фтороводородная/
плавиковая
фторИД
-
HCl
Хлороводородная/
соляная
хлорИД
-
HBr
Бромоводородная
бромИД
-
HI
Йодоводородная
йодИД
-
H2S
Сероводородная
сульфИД
-
Кислородсодержа-щие
гидроксиды)
H2SO3
СернИСТая
сульфИТ
SO2
H2SO4
СерНая
сульфАТ
SO3
HNO2
АзотИСТая
нитрИТ
N2O3
HNO3
АзотНая
нитрАТ
N2O5
H2CO3
УгольНая
карбонАТ
CO2
H2SiO3
КремниЕВая
силикАТ
SiO2
H3PO4
(орто)фосфорНая
(орто)фосфАТ
P2O5
Бинарные
соединения
элемент
Название
соединения
элемент
Название
соединения
-H
гидрИД
- O
оксИД
- C
карбИД
- Si
силицИД
- N
нитрИД
- P
фосфИД
Как выполнять задание "Осуществить цепочку превращений" видео
Как составить уравнения реакций горения видеовидеоролики с опытами видеоролики с опытами
https://www.youtube.com/watch?v=PSLXXjenmac
https://www.youtube.com/watch?v=J-tVk6ix4Sw
https://www.youtube.com/watch?v=NotzRU63PqY
https://www.youtube.com/watch?v=XkA123iTPbc
Как составлять уравнения реакций Реакции соединения https://yadi.sk/i/QXTGHg9ZsL7jfwРеакции обмена https://yadi.sk/i/Y3EAe9mUFrZZDw
Реакции замещения https://yadi.sk/i/_v7IyqNm0OplNg
и реакций обмена видеоРасстановка коэффициентов в уравнениях реакций видео Классификация реакций видеоХимические реакции,их признаки и условия видео СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ теориявидеоурок - понятия валентности и степени окислениявидеоурок - определение степени окисленияКАК составить формулу сложного вещества по таблице Менделеева видеоурокКак составить формулу вещества по таблице растворимости видеоурок
ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
Ионная связь видеоурокКовалентная связь видеоурок
ВЫЧИСЛЕНИЕ относительной молекулярной массы видеоВЫЧИСЛЕНИЕ массовой доли элемента видеоСТРОЕНИЕ АТОМА
АТОМ – электронейтральная частица,
состоящая из
Положительно заряженного ядра
Отрицательно
заряженной электронной оболочки
Ядро состоит из
протонов и нейтронов
Число электронов
= № хим. элемента
Число протонов =
№ хим. элемента= заряду ядра
Число электронных
слоёв (энергетических уровней) = № периода
Число нейтронов =
атомная масса – № хим. элемента
Число электронов
внешнего уровня = № группы
- порядковый номер элемента - атомную массу элемента - номер периода - номер группы- главную и побочную подгруппыУЧИМ ЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Название элемента Знак Произношение в формулах НЕМЕТАЛЛЫ Водород H Аш Кислород O О Углерод C Це Азот N Эн Сера S Эс Фосфор P Пэ Фтор F Фтор Хлор Cl Хлор Бром Br Бром Йод I Йод Кремний Si Силициум МЕТАЛЛЫ Литий Li Литий Калий К Калий Натрий Na Натрий Магний Mg Магний Кальций Ca Кальций Барий Ba Барий Алюминий Al Алюминий Цинк Zn Цинк Марганец Mn Марганец Хром Cr Хром Железо Fe Феррум Медь Cu Купрум Серебро Ag Аргентум Ртуть Hg Гидраргирум Золото Au Аурум Свинец Pb Плюмбум Олово Sn станнум
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ
ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Рекомендую ВИДЕОУРОКИ https://www.youtube.com/watch?v=O6Ou4QjFdVc
Знать определения:
Химия – наука о веществах и химических
явлениях (реакциях)
Вещество – то, из чего состоят физические тела
Химические явления –
явления, при которых образуются новые вещества
Химический элемент –
совокупность атомов одного вида, или определенный вид атомов.
Знать научные методы:
наблюдение, эксперимент, моделирование
Знать классификацию
веществ:
Смеси (не имеют формулы, состоят из частиц
разных веществ): природные и искусственные (материалы)
Чистые вещества (имеют формулу, состоят из одинаковых структурных единиц/частиц): простые (состоят
из атомов одного химического элемента (одного вида атомов) и сложные (состоят
из атомов нескольких химических элементов (атомы разного вида)
Знать частицы /
структурные единицы, из которых состоят вещества:
Атом – электронейтральная химически неделимая
частица, мельчайшая частица химического элемента
Молекула – мельчайшая химически делимая частица
вещества, сохраняющая его химические свойства, состоит из атомов.
Ион – заряженная частица, образовавшаяся из
атома или молекулы
Знать признаки
химических реакций:
-изменение
цвета
-изменение
запаха
-
выделение газа
-
выпадение / растворение осадка
-
выделение / поглощение энергии
Уметь приводить
примеры:
Физических тел:
карандаш, стол, ножницы, стакан и т.д.
Природных смесей:
воздух, почва, морская вода, молоко, кровь, гранит.
Искусственных смесей
(материалов):
цемент, бетон, сплавы (бронза, чугун, сталь), пластики, растворы, стекло.
Простых веществ:
кислород, водород, железо (все названия, совпадающие в названиями химических
элементов) + алмаз, графит, озон.
Сложных веществ:
вода, сахароза, поваренная соль, глюкоза, пищевая сода
Физических явлений:
плавление парафина, растворение сахара в воде, кипение воды, притяжение
железного гвоздя к магниту, горение лампочки
Химических явлений:
горение парафина, прокисание молока, протухание яйца, ржавление железа,
изменение цвета листьев.
Уметь называть
физические свойства веществ:
агрегатное
состояние, цвет, блеск, запах, вкус, плотность, растворимость, температуры
кипения и плавления, твёрдость, пластичность, электропроводность,
теплопроводность и т.д.
Уметь определять, о чем
речь – о простом веществе или о химическом элементе:
-
кислород поддерживает дыхание (о веществе)
-кислород
входит в состав воды (о химическом элементе)
Знать классификацию
смесей и способы их разделения:
Однородные смеси
Неоднородные смеси
Частицы
разных веществ нельзя различить
Частицы
разных веществ различимы
Смеси
газов, сплавы, растворы
Все
остальные смеси
Методы
разделения смесей
Выпаривание
/ упаривание https://www.youtube.com/watch?v=CCNhcLgHm5g
Отстаивание
+ декантация
Перегонка
(дистилляция) https://www.youtube.com/watch?v=ij16OUW2BgY
Отстаивание
+ делительной воронкой
Возгонка
(сублимация) https://www.youtube.com/watch?v=Q6G45_UiC3w
Фильтрование
Хроматография
https://www.youtube.com/watch?v=0skkmPyV9nY
Магнитом
Перекристаллизация
Центрифугирование
https://www.youtube.com/watch?v=eelrmZQGCbs
Экстракция
_______________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________
________________
________
Расстановка коэффициентов
методом электронного баланса
ВИДЕОУРОК: https://www.youtube.com/watch?v=pcMSYF8duqU
Разберите эти примеры:
Порядок расстановки коэффициентов
методом электронного баланса
Cu + HNO3
® Cu(NO3)2
+ NO + H2O
1)
Определяем степени окисления всех элементов;
2)
Выбираем те элементы, у которых изменилась степень окисления;
3)
Составляем электронный баланс
Cu0 – 2e ® Cu+2 3
восстановитель
Окисление
N +5 +3e ® N+2 2
окислитель
Восстановление
Число принятых и отданных электронов переносим крест-накрест и
сокращаем. Это множители, которые позволяют осуществить закон сохранения: число принятых электронов должно быть равно
числу отданных электронов.
Теперь эти множители нужно внести в схему реакции, они должны
стать коэффициентами. Перед атомами меди в левой и правой части уравнения нужно
поставить коэффициент 3. В этом действии можно не сомневаться, так как медь в левой и
правой части встречается только по одному разу.
3 Cu + HNO3
® 3Cu(NO3)2
+ NO + H2O
А вот с азотом возникает вопрос: к какому из атомов азота относится
коэффициент 2? Ответ: к тому, степень окисления которого в уравнении
встречается единожды, то есть +2. Ставим коэффициент 2 перед NO.
3 Cu + HNO3 ® 3Cu(NO3)2
+ 2NO + H2O
Дальше сравниваем левую и правую часть схемы и достраиваем коэффициенты
в таком порядке: в правой части после выставления коэффициентов из баланса
перед всеми атомами азота есть коэффициенты, пересчитаем азот в правой части – 8, ставим этот коэффициент перед азотной
кислотой.
3 Cu + 8HNO3
® 3Cu(NO3)2
+ 2NO + H2O
Теперь в левой части поставлен коэффициент перед водородом, число
его атомов 8. Ставим в правую часть перед водой 4.
3 Cu + 8HNO3 ® 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
Осталось сравнить число атомов кислорода в левой и правой части
уравнения. Если равно – коэффициенты расставлены правильно, если нет – ищем
ошибку.
Случаи, когда индекс при химическом
элементе вносится в электронный баланс.
1)
Если
формула простого вещества записывается с индексом:
NH3 +O2 ® NO + H2O
N-3 – 5e ® N+2 4
восстановитель
Окисление
O20 +4e ® 2O-2 5
окислитель
Восстановление
5 ставим
перед простым веществом – кислородом, 4
– перед азотом в левой и правой части уравнения, уравниваем водород, проверяем
кислород.
4NH3 +5O2 = 4NO + 6H2O
2)
Если
в молекуле атомы одного элемента соединены между собой (то есть присутствует
ковалентная неполярная связь): пероксиды, дисульфиды, тиосульфат, веселящий
газ, органические вещества:
Cr(OH)3 + H2O2
+ KOH ® K2CrO4
+ H2O
Cr+3 – 3e ® Cr+6 2
восстановитель
Окисление
2O-1 +2e ® 2O-2 3
окислитель
Восстановление
3 ставим
перед пероксидом водорода, 2 – перед хромом в левой и
правой части уравнения, уравниваем калий, потом - водород, проверяем кислород.
2Cr(OH)3 + 3H2O2 + 4KOH = 2 K2CrO4 + 8H2O
3)
Если
у одного элемента в левой и правой части уравнения есть одинаковый индекс:
K2Cr2O7
+ K2SO3 + H2SO4 ® Cr2(SO4)3
+ K2SO4 + H2O
S+4– 2e ® S+6 6 3
восстановитель
Окисление
2Cr+6 +6e ® 2Cr+3 2 1
окислитель
Восстановление
Перед сульфитом ставим 3, перед хромом в левой и правой части коэффициент
не нужен, уравниваем калий (в правой части перед сульфатом калия ставим 4),
затем – серу (в левой части перед серной кислотой – 4), водород – перед водой
4, проверяем кислород.
K2Cr2O7
+ 3K2SO3
+ 4H2SO4 = Cr2(SO4)3 + 4K2SO4
+ 4H2O
4)
Если
без удвоения не уравнивается, хотя индекс у элемента есть только в одной из частей
уравнения.
NO2 + P2O3 + KOH → NO
+ K2HPO4+ H2O
P+3– 2e ® P+5 2 1 восстановитель
Окисление
N+4 +2e ® N+2 2 1
окислитель
Восстановление
Перед азотом и фосфором
коэффициенты не нужны, но чтобы уравнять фосфор перед гидрофосфатом калия
поставим 2, тогда перед гидроксидом калия – 4, водорода в левой и правой части
уравнения становится по 4, а кислород при этом не уравнивается (в левой части
9, в правой – 10):
NO2 + P2O3
+ 4KOH → NO + 2K2HPO4+
H2O
Удвоим
фосфор в электронном балансе:
2P+3– 4e ® 2P+5
2
1
восстановитель
Окисление
N+4 +2e ® N+2 4 2
окислитель
Восстановление
Тогда перед азотом в левой и
правой части уравнения ставим 2, чтобы уравнять
фосфор перед гидрофосфатом калия поставим 2, тогда перед гидроксидом калия – 4,
водорода в левой и правой части уравнения становится по 4, а кислород при этом
уравнивается (в левой и правой части по
11):
2NO2 + P2O3 + 4KOH
= 2NO + 2K2HPO4+
H2O
ВАРИАНТ -
А_Б_В_Г_Д_Е_З
ВАРИАНТ –
И_К_Л
Расставить
коэффициенты методом электронного баланса
KClO4 + P = KCl +
P2O5
Al + HNO3 = Al(NO3)3
+ NO2 + H2O
Расставить
коэффициенты методом электронного баланса
KClO3 + C = KCl + CO2
Mg + HNO3 = Mg(NO3)2
+ N2 + H2O
ВАРИАНТ –
М_Н_О_П_Р_С_Т
ВАРИАНТ – У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
Расставить
коэффициенты методом электронного баланса
KClO2 + P = KCl +
P2O5
Na + H2SO4 =
Na2SO4 + H2S + H2O
Расставить
коэффициенты методом электронного баланса
KClO + Al = KCl + Al2O3
Al + H2SO4
= Al2(SO4)3 + S+ H2O
______________________________________________________
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Сегодня вам предстоит 1) с помощью учебника, видеороликов и предложенной здесь теории разобраться со следующими вопросами:
- какие реакции являются окислительно-восстановительными;
- что такое окислитель и восстановитель;
- что такое окисление и восстановление;
- как эти процессы записать схематично.
2) пройти тест после изучения темы
ТЕОРИЯ
Окислительно-восстановительными (далее – ОВР) являются реакции, в ходе которых хотя
бы один элемент меняет степень окисления.
Для того, чтобы определить, является ли реакция ОВР, нужно
расставить степени окисления всех элементов в формулах веществ в уравнении
реакции. Реакции обмена не являются ОВР, реакции замещения всегда ОВР, реакции
соединения и разложения нужно проверять на предмет изменения степени окисления.
Реакции, не относящиеся к перечисленным типам, являются окислительно-восстановительными.
Если вы забыли, как определять степень окисления, прочитайте параграф 18 или посмотрите видеоурок Степень окисления https://www.youtube.com/watch?v=x4wjfOexrsA или в документе.
Окисление – процесс отдачи электронов. Окисление происходит с
восстановителем.
Восстановитель – это элемент, который отдает электроны, окисляется, его степень окисления повышается.
Восстановление – процесс принятия электронов. Восстановление
происходит с окислителем.
Окислитель – это элемент, который принимает электроны, восстанавливается, его степень окисления понижается.
Типичными
окислителями являются: наиболее
электроотрицательные неметаллы (F2, O3, O2, Cl2) и сложные вещества, в которых элементы проявляют
свои высшие степени окисления (KMnO4, K2Cr2O7, HNO3, H2SO4, CuO и
т.д.). Чем выше электроотрицательность и степень окисления элемента, тем
сильнее его окислительные свойства.
Типичными
восстановителями являются простые вещества
– металлы и сложные вещества, содержащие элементы в низших степенях окисления (H2S, NH3, HI, PH3, CH4). Чем меньше электроотрицательность и ниже степень
окисления элемента, тем сильнее его восстановительные свойства. Часто в
качестве восстановителей используют водород, углерод и угарный газ, хотя они
могут обладать и окислительными свойствами.
На окислительные и восстановительные способности веществ
влияет их устойчивость: чем устойчивее соединение, тем слабее проявляются
окислительные и восстановительные свойства.
Элементы, находящиеся в соединениях в промежуточной
степени окисления, а также большинство неметаллов – простых веществ, обладают окислительно-восстановительной двойственностью,
то есть их поведение в реакциях зависит от реагента.
СХЕМЫ ОКИСЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Что происходит с элементом в ходе реакции можно определить используя схему 2 на стр. 264 учебника. Если у элемента степень окисления повышается, значит, он отдавал электроны, он восстановитель; если степень окисления понижается, значит, элемент принимал электроны, он окислитель.
Это можно сделать без использования схемы логическими
рассуждениями: положительная степень окисления атома – это нехватка отрицательных
частиц – электронов, отрицательная – избыток электронов. Например, S+4 ® S – 2 . Рассуждаем так: до реакции атому серы не хватало 4
электронов, после реакции появилось 2 лишних. Это значит, что он приобрел 6
электронов (4 – для того, чтобы стать нейтральной частицей, и ещё 2 – чтобы
приобрести отрицательную степень окисления).
Есть арифметический способ: из исходной степени окисления вычитают получившуюся степень окисления, сразу получают не только количество электронов, но и то, что с ними произошло. Для нашего случая +4 - (-2) = +6 , значит, сера приняла 6 электронов, она окислитель, а процесс - восстановление.
Это записывается так: S+4 +6 е ® S – 2
Рассмотрим ещё один пример: P+3® P+5, вычитаем +3 - (+5) = -2, значит, фосфор отдал 2 электрона, он восстановитель, процесс окисления.
Записывается так: P+3 - 2 е ® P+5
Посмотрите Видеоуроки
https://www.youtube.com/watch?v=pcMSYF8duqU (первые 7 минут)
https://www.youtube.com/watch?v=_YrfqEgQrEQ (полностью)
Сделайте упражнение 1 (стр. 268). Сверьтесь здесь.
Если не получилось, вы сделали ошибки, то пройдите урок ещё раз.
ТЕСТ ЗДЕСЬ https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfngBxRXNJ3Ec0fsXHHTxn9mHQNDKtrUTl5bww3HjZT3LuKrw/viewform.
ТЕСТ на понимание генетических связей классов неорганических веществ
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScYxn981ydo1iJnx79z6iT3_Zda9JeWuuYmN7ymQZVpFkizEA/viewform.
Разберем ещё одну разновидность заданий: определить все возможные взаимодействия между веществами и записать уравнения реакций.
ВАРИАНТ- А_Б_В_Г_Д_Е_З
ВАРИАНТ – И_К_Л
Даны вещества:
Цинк, гидроксид калия, кислород, вода, соляная кислота, сульфат меди (II), оксид натрия, оксид углерода (IV).
Определите все возможные взаимодействия между этими веществами и запишите соответствующие уравнения реакций.
Даны вещества:
оксид кальция, гидроксид бария, кислород, вода, бромоводородная кислота, хлорид железа (II), магний, оксид серы (IV).
Определите все возможные взаимодействия между этими веществами и запишите соответствующие уравнения реакций.
ВАРИАНТ – М_Н_О_П_Р_С_Т
ВАРИАНТ – У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
Даны вещества:
железо, оксид калия, кислород, вода, нитрат серебра, соляная кислота, гидроксид меди (II), оксид серы (VI).
Определите все возможные взаимодействия между этими веществами и запишите соответствующие уравнения реакций.
Даны вещества:
оксид бария, гидроксид натрия, кислород, вода, серная кислота, хлорид цинка, алюминий, оксид азота (V).
Определите все возможные взаимодействия между этими веществами и запишите соответствующие уравнения реакций.
___________________________________________________________________
Генетические связи классов неорганических веществ
1.
Разберитесь с темой по учебнику, сделайте конспект по
следующему плану:
1) Генетический
ряд металла, которому соответствует растворимое основание – щёлочь
2) Генетический
ряд металла, которому соответствует нерастворимое основание
3) Генетический
ряд неметалла, которому соответствует растворимая кислота
4) Генетический
ряд неметалла, которому соответствует растворимая кислота
Как
решать цепочки превращений подробно объясняется здесь https://www.youtube.com/watch?v=7pC3xfLBKjA
Если остались вопросы подробное объяснение с решениями цепочек здесь https://www.youtube.com/watch?v=p9OVFdeq73U
ОКСИДЫ
1. Конспект (записываем в тетрадь). Можно
списать отсюда или из §41 учебника
КОНСПЕКТ
ОКСИДЫ делятся на
1. Несолеобразующие, им не соответствуют
гидроксиды, они не реагируют с кислотами и щелочами с образованием солей. Это
СО, SiO, NO, N2O
2. Кислотные, им соответствуют
кислоты, они реагируют с щелочами с образованием солей. Это оксиды неметаллов
(кроме несолеобразующих и воды) и оксиды металлов в степенях окисления +5, +6,
+7.
3. Основные, им соответствуют
основания, они реагируют с кислотами с образованием солей, это оксиды металлов
в степенях окисления +1 и +2, кроме ZnO,
BeO, SnO, PbO
4. Амфотерные, им соответствуют
амфотерные гидроксиды, они реагируют и с кислотами, и с щелочами с образованием
солей. Это оксиды металлов в степенях окисления +3 и +4, а также ZnO, BeO, SnO,
PbO
Мы пока изучаем кислотные и основные оксиды. Амфотерные обладают свойствами
и тех, и других.
Основные
оксиды реагируют
1) с водой,
если при этом образуется щелочь. Например,
K2O + H2O = 2 KOH;
CuO
+ H2O ≠ , так как оксиду меди соответствует нерастворимое основание
2)
с кислотными и амфотерными оксидами,
при этом образуется соль, например:
СаО
+ СО2 = СаСО3
K2O + Al2O3
= 2KAlO2
3)
с кислотами, при этом образуется
соль и вода,
например
MgО+
2HCl
= MgCl2
+ H2О
Кислотные
оксиды реагируют
1)
с водой, если при этом образуется
растворимая кислота.
Например:
SiO2+
H2О
≠ ; SO3+
H2О
= H2SO4
2)
с основными и амфотерными оксидами,
при
этом образуется соль, например:
СаО + СО2
= СаСО3
3SO3 + Al2O3
= Al2(SO4)3
3)
с щелочами, при этом образуется соль
и вода, например
2KOH + SiO2
= K2SiO3
+ H2O
4)
с кислородсодержащими солями. Если
при этом образуется более летучий оксид, или оксид, соответствующий более
слабой кислоте.
Например, K2СO3 + SO3 = K2SO4
+ CO2
более
подробно https://www.youtube.com/watch?v=8KYOKiA92Uw (очень поможет
в составлении уравнений в заданиях по вариантам )
еще
одно видео, для тех, кто не понял из первого и второго https://www.youtube.com/watch?v=8qelCJVXWfg (первые 12
минут)
3. Проходим тест https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf3vLZeaT_Latc-h1bzuB7PBhwxulGThEw-G7YrbbHWvOyJuA/viewform
4. Задания
Записать уравнения реакций оксидов с предложенными
веществами, одну из реакций записать в ионном виде:
ВАРИАНТ- А_Б_В_Г_Д_Е_З
ВАРИАНТ – И_К_Л
Оксид
серы (VI) + вода
Оксид
серы (VI) + оксид натрия
Оксид
натрия + вода
Оксид
серы (VI) + сульфит натрия
Оксид
натрия + соляная кислота
Оксид серы
(IV) + вода
Оксид серы
(IV) + оксид
лития
Оксид
лития + вода
Оксид
лития + азотная кислота
Оксид серы
(IV) +
карбонат калия
ВАРИАНТ – М_Н_О_П_Р_С_Т
ВАРИАНТ – У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
Оксид
азота (V) + вода
Оксид
азота (V) + оксид кальция
Оксид
азота (V) + гидроксид кальция
Оксид
кальция + вода
Оксид
кальция + бромоводородная кислота
Оксид фосфора
(V) + вода
Оксид фосфора
(V) + оксид калия
Оксид фосфора
(V) +
гидроксид калия
Оксид
калия + вода
Оксид
калия + серная кислота
СОЛИ КАК ЭЛЕКТРОЛИТЫ
КОНСПЕКТ
РАСТВОРИМЫЕ соли реагируют
1) с металлами, если металл стоит левее металла соли в ряду активности
металлов, но правее магния (включая магний),при этом образуются соль и металл.
Например,
Cu
+ NaCl
≠;
Fe
+ CuSO4
= Cu
+ FeSO4
Полный
ионный вид Fe 0+
Cu2+
+
SO42–
=
Cu
0+
Fe2+
+
SO42–
Краткий
ионный вид Fe 0+
Cu2+
=
Cu
0+
Fe2+
2) с растворимыми кислотами,
(соль может быть нерастворима, если она является сульфидом, сульфитом или
карбонатом), при этом образуется другая кислота и другая соль, один из
продуктов должен выпадать в осадок или выделяться в виде газа.
Например,
HCl
+ BaSO4
≠ реакция не идёт, потому что BaSO4 нерастворим
HCl
+ NaNO3
≠ реакция не идёт, потому что не
образуется осадок, газ или вода
2HCl + CaCO3 =
CaCl2 + H2O + CO2;
HCl
+ AgNO3
– AgCl¯
+ HNO3
3) с щелочами, при этом образуется другое основание и другая соль,
один из продуктов должен выпадать в осадок или выделяться в виде газа.
Например, 2KOH + CuSO4
= K2SO4 + Cu(OH)2¯;
KOH + NH4Cl = KCl
+ H2O + NH3;
KOH
+ NaNO3
≠ реакция не идёт, потому что не образуется осадок, газ или вода
KOH
+ AgCl
≠ реакция не идёт, потому что AgCl
нерастворим
4) с солями, реакция идет, если обе соли растворимы, при этом
образуются две другие соли, хотя бы одна из которых должна выпадать в осадок.
Например,
КCl
+ BaSO4
≠ реакция не идёт, потому что BaSO4
нерастворим
КCl + NaNO3
≠ реакция не идёт, потому что не образуется осадок, газ или вода
КCl + AgNO3
– AgCl¯
+ КNO3
5) кислородсодержащие соли
реагируют с кислотными оксидами, если при этом образуется более летучий оксид, или оксид,
соответствующий более слабой кислоте. Например:
K2SO4
+ CO2
≠ , так как должен получиться SO3,
который не является более летучим, чем СО2, и не соответствует более
слабой кислоте, чем H2CO3.
K2СO3
+ SO3
= K2SO4
+ CO2
реакция идет, так как получающийся СО2 более летучий, чем SO3,
и соответствует более слабой кислоте, чем H2SO4.
2.
Смотрим ознакомительный видеоролик
для
тех, кто не помнит, как составлять формулы солей
3.
Проходим тест https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdRd4MOHOAkb7saP27d4g7xXycL5pHUcXhIzPwwOf4iEZvb1Q/viewform
4.
Выполняем задания по вариантам
ВАРИАНТ - А_Б_В_Г_Д_Е_З
ВАРИАНТ –
И_К_Л
1.
сульфат алюминия + цинк
2.
хлорид алюминия + гидроксид бария
3.
хлорид алюминия + нитрат серебра
4.
хлорид алюминия + фосфат натрия
5.
хлорид железа (III) + алюминий
1.
хлорид серебра + калий
2.
сульфат цинка + хлорид бария
3.
сульфат цинка + гидроксид калия
4.
сульфат цинка + алюминий
5.
сульфат цинка + сероводородная кислота
ВАРИАНТ –
М_Н_О_П_Р_С_Т
ВАРИАНТ –
У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
1.
нитрат серебра + цинк
2.
нитрат серебра + хлорид магния
3.
нитрат серебра + йодоводородная кислота
4.
нитрат серебра + гидроксид алюминия
5.
нитрат железа (III) + гидроксид
бария
1.
сульфат цинка + алюминий
2.
фосфат натрия + гидроксид бария
3.
фосфат натрия + хлорид серебра
4.
фосфат натрия + нитрат кальция
5.
карбонат натрия + азотная кислота
__________________________________________
Химические свойства оснований с позиций ТЭД
1) КОНСПЕКТ
Основания делятся на щёлочи (растворимые) – их
немного: NaOH,
KOH,
LiOH,
Ca(OH)2, Ba(OH)2, Sr(OH)2 и нерастворимые
основания (все остальные). Особое место занимает гидроксид аммония NH4OH,
который растворим, но щёлочью не является, потому что слабо диссоциирует.
Щёлочи реагируют
1)
с кислотными оксидами (оксиды неметаллов (кроме N2O, CO, NO, SiO), при этом
образуются соль и вода.
Например, 2KOH (р)+ SiO2 (нэ)= K2SiO3 (р) + H2O (нэ);
Полное
ионное уравнение 2K+ +
2OН– + SiO2= 2K+ +
SiO32–
+ H2O
Краткое
ионное уравнение 2OН– + SiO2= SiO32–
+
H2O,
2) с кислотами (реакция нейтрализации),
при этом образуются соль и вода. Например, 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O;
Полное
ионное уравнение 2K+ +
2OН– + 2H+ +
SO42– = 2K+ +
SO42– + 2H2O
Краткое
ионное уравнение 2OН– + 2H+ = 2H2O,
OН– + H+ =
H2O,
3)
с солями,
реакция идет, если соль растворимая, при этом образуется другое основание и
другая соль, один из продуктов должен выпадать в осадок или выделяться в виде
газа.
Например, 2KOH + CuSO4 = K2SO4
+ Cu(OH)2¯;
Полное
ионное уравнение 2K+ +
2OН– + Cu2+ +
SO42– = 2K+ +
SO42– + Cu(OH)2¯;
Краткое
ионное уравнение 2OН– + Cu2+ =
Cu(OH)2¯;
KOH
+ NH4Cl = KCl + H2O + NH3;
Полное
ионное уравнение K+
+
OН– + NH4+ +
Cl– = K+ +
Cl– + H2O + NH3
Краткое
ионное уравнение OН– + NH4+ = H2O
+ NH3
KOH + NaNO3
≠ не образуется осадка, газа или воды
KOH + AgCl
≠ нерастворимая соль с щелочью не реагирует
Нерастворимые основания реагируют
1)
с растворимыми кислотами, при
этом образуются соль и вода.
Например, Cu(OH)2
+ H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
Полное
ионное уравнение Cu(OH)2 + 2H+ +
SO42– = Cu2+ +
SO42– + 2H2O
Краткое
ионное уравнение Cu(OH)2 + 2H+ =
Cu2++
2H2O
2) разлагаются при нагревании
на оксид металла и воду.
Например,
Cu(OH)2 = CuO+ H2O
2) Просмотрите видеоролики (можно
один, если всё понятно)
3) Тест ЗДЕСЬ
4) Решите задание
Бинарные
соединения
|
https://www.youtube.com/watch?v=PSLXXjenmac
https://www.youtube.com/watch?v=J-tVk6ix4Sw
https://www.youtube.com/watch?v=NotzRU63PqY
https://www.youtube.com/watch?v=XkA123iTPbc
Реакции замещения https://yadi.sk/i/_v7IyqNm0OplNg
СТРОЕНИЕ АТОМА
АТОМ – электронейтральная частица,
состоящая из |
|
Положительно заряженного ядра |
Отрицательно
заряженной электронной оболочки |
Ядро состоит из
протонов и нейтронов |
Число электронов
= № хим. элемента |
Число протонов =
№ хим. элемента= заряду ядра |
Число электронных
слоёв (энергетических уровней) = № периода |
Число нейтронов =
атомная масса – № хим. элемента |
Число электронов
внешнего уровня = № группы |
УЧИМ ЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Название элемента | Знак | Произношение в формулах |
НЕМЕТАЛЛЫ | ||
Водород | H | Аш |
Кислород | O | О |
Углерод | C | Це |
Азот | N | Эн |
Сера | S | Эс |
Фосфор | P | Пэ |
Фтор | F | Фтор |
Хлор | Cl | Хлор |
Бром | Br | Бром |
Йод | I | Йод |
Кремний | Si | Силициум |
МЕТАЛЛЫ | ||
Литий | Li | Литий |
Калий | К | Калий |
Натрий | Na | Натрий |
Магний | Mg | Магний |
Кальций | Ca | Кальций |
Барий | Ba | Барий |
Алюминий | Al | Алюминий |
Цинк | Zn | Цинк |
Марганец | Mn | Марганец |
Хром | Cr | Хром |
Железо | Fe | Феррум |
Медь | Cu | Купрум |
Серебро | Ag | Аргентум |
Ртуть | Hg | Гидраргирум |
Золото | Au | Аурум |
Свинец | Pb | Плюмбум |
Олово | Sn | станнум |
Однородные смеси
|
Неоднородные смеси
|
Частицы
разных веществ нельзя различить
|
Частицы
разных веществ различимы
|
Смеси
газов, сплавы, растворы
|
Все
остальные смеси
|
Методы
разделения смесей
|
|
Выпаривание
/ упаривание https://www.youtube.com/watch?v=CCNhcLgHm5g
|
Отстаивание
+ декантация
|
Перегонка
(дистилляция) https://www.youtube.com/watch?v=ij16OUW2BgY
|
Отстаивание
+ делительной воронкой
|
Возгонка
(сублимация) https://www.youtube.com/watch?v=Q6G45_UiC3w
|
Фильтрование
|
Хроматография
https://www.youtube.com/watch?v=0skkmPyV9nY
|
Магнитом
|
Перекристаллизация
|
Центрифугирование
https://www.youtube.com/watch?v=eelrmZQGCbs
|
Экстракция
|
Расстановка коэффициентов
методом электронного баланса
Окисление
Окисление
ВАРИАНТ -
А_Б_В_Г_Д_Е_З
|
ВАРИАНТ –
И_К_Л
|
Расставить
коэффициенты методом электронного баланса
KClO4 + P = KCl +
P2O5
Al + HNO3 = Al(NO3)3
+ NO2 + H2O
|
Расставить
коэффициенты методом электронного баланса
KClO3 + C = KCl + CO2
Mg + HNO3 = Mg(NO3)2
+ N2 + H2O
|
ВАРИАНТ –
М_Н_О_П_Р_С_Т
|
ВАРИАНТ – У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
|
Расставить
коэффициенты методом электронного баланса
KClO2 + P = KCl +
P2O5
Na + H2SO4 =
Na2SO4 + H2S + H2O
|
Расставить
коэффициенты методом электронного баланса
KClO + Al = KCl + Al2O3
Al + H2SO4
= Al2(SO4)3 + S+ H2O
|
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
2) пройти тест после изучения темы
https://www.youtube.com/watch?v=pcMSYF8duqU (первые 7 минут)
https://www.youtube.com/watch?v=_YrfqEgQrEQ (полностью)
Сделайте упражнение 1 (стр. 268). Сверьтесь здесь.
Если не получилось, вы сделали ошибки, то пройдите урок ещё раз.
ТЕСТ ЗДЕСЬ https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfngBxRXNJ3Ec0fsXHHTxn9mHQNDKtrUTl5bww3HjZT3LuKrw/viewform.
ВАРИАНТ- А_Б_В_Г_Д_Е_З
|
ВАРИАНТ – И_К_Л
|
Даны вещества:
Цинк, гидроксид калия, кислород, вода, соляная кислота, сульфат меди (II), оксид натрия, оксид углерода (IV). Определите все возможные взаимодействия между этими веществами и запишите соответствующие уравнения реакций. |
Даны вещества:
оксид кальция, гидроксид бария, кислород, вода, бромоводородная кислота, хлорид железа (II), магний, оксид серы (IV). Определите все возможные взаимодействия между этими веществами и запишите соответствующие уравнения реакций. |
ВАРИАНТ – М_Н_О_П_Р_С_Т
|
ВАРИАНТ – У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
|
Даны вещества:
железо, оксид калия, кислород, вода, нитрат серебра, соляная кислота, гидроксид меди (II), оксид серы (VI). Определите все возможные взаимодействия между этими веществами и запишите соответствующие уравнения реакций. |
Даны вещества:
оксид бария, гидроксид натрия, кислород, вода, серная кислота, хлорид цинка, алюминий, оксид азота (V). Определите все возможные взаимодействия между этими веществами и запишите соответствующие уравнения реакций. |
ВАРИАНТ- А_Б_В_Г_Д_Е_З
|
ВАРИАНТ – И_К_Л
|
Оксид
серы (VI) + вода
Оксид
серы (VI) + оксид натрия
Оксид
натрия + вода
Оксид
серы (VI) + сульфит натрия
Оксид
натрия + соляная кислота
|
Оксид серы
(IV) + вода
Оксид серы
(IV) + оксид
лития
Оксид
лития + вода
Оксид
лития + азотная кислота
Оксид серы
(IV) +
карбонат калия
|
ВАРИАНТ – М_Н_О_П_Р_С_Т
|
ВАРИАНТ – У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
|
Оксид
азота (V) + вода
Оксид
азота (V) + оксид кальция
Оксид
азота (V) + гидроксид кальция
Оксид
кальция + вода
Оксид
кальция + бромоводородная кислота
|
Оксид фосфора
(V) + вода
Оксид фосфора
(V) + оксид калия
Оксид фосфора
(V) +
гидроксид калия
Оксид
калия + вода
Оксид
калия + серная кислота
|
ВАРИАНТ - А_Б_В_Г_Д_Е_З
|
ВАРИАНТ –
И_К_Л
|
1.
сульфат алюминия + цинк
2.
хлорид алюминия + гидроксид бария
3.
хлорид алюминия + нитрат серебра
4.
хлорид алюминия + фосфат натрия
5.
хлорид железа (III) + алюминий
|
1.
хлорид серебра + калий
2.
сульфат цинка + хлорид бария
3.
сульфат цинка + гидроксид калия
4.
сульфат цинка + алюминий
5.
сульфат цинка + сероводородная кислота
|
ВАРИАНТ –
М_Н_О_П_Р_С_Т
|
ВАРИАНТ –
У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
|
1.
нитрат серебра + цинк
2.
нитрат серебра + хлорид магния
3.
нитрат серебра + йодоводородная кислота
4.
нитрат серебра + гидроксид алюминия
5.
нитрат железа (III) + гидроксид
бария
|
1.
сульфат цинка + алюминий
2.
фосфат натрия + гидроксид бария
3.
фосфат натрия + хлорид серебра
4.
фосфат натрия + нитрат кальция
5.
карбонат натрия + азотная кислота
|
ВАРИАНТ - А_Б_В_Г_Д_Е_З
|
ВАРИАНТ –
И_К_Л
|
1.
Гидроксид натрия + оксид серы (IV)
2.
Гидроксид кальция + азотная кислота
3.
Гидроксид железа (III) + соляная
кислота
4.
Разложение гидроксида железа (III)
5.
Гидроксид натрия + сульфат цинка
|
1.
Гидроксид калия + оксид серы (VI)
2.
Гидроксид бария + азотная кислота
3.
Гидроксид алюминия + серная кислота
4.
Разложение гидроксида хрома (III)
5.
Гидроксид калия + хлорид железа (III)
|
ВАРИАНТ –
М_Н_О_П_Р_С_Т
|
ВАРИАНТ –
У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
|
1.
Гидроксид лития + оксид углерода(IV)
2.
Гидроксид стронция + бромоводородная кислота
3.
Гидроксид меди (II) + соляная
кислота
4.
Разложение гидроксида алюминия
5.
Гидроксид лития + фосфат натрия
|
1.
Гидроксид бария + оксид азота (V)
2.
Гидроксил калия + фосфорная кислота
3.
Гидроксид цинка + йодоводородная кислота
4.
Разложение гидроксида магния
5.
Гидроксид натрия + нитрат алюминия
|
* Эти два пункта можно менять местами
ВАРИАНТ - А_Б_В_Г_Д_Е_З
|
ВАРИАНТ –
И_К_Л
|
1.
Бромоводородная кислота + цинк
2.
Серная кислота + оксид алюминия
3.
Соляная кислота + серебро
4.
Фосфорная кислота + гидроксид натрия
5.
Йодоводородная кислота + силикат натрия
|
1.
Серная кислота + калий
2.
Азотная кислота + оксид бария
3.
Фтороводородная кислота + оксид азота (I)
4.
Серная кислота + гидроксид алюминия
5.
Бромоводородная кислота + сульфид калия
|
ВАРИАНТ –
М_Н_О_П_Р_С_Т
|
ВАРИАНТ –
У_Ф_Х_Ч_Ш_Щ_Ю_Я
|
1.
Фосфорная кислота + натрий
2.
Бромоводородная кислота + оксид кальция
3. Серная
кислота + хлорид магния
4.
Азотная кислота + гидроксид цинка
5.
Азотная кислота + карбонат магния
|
1.
Йодоводородная кислота + кальций
2.
Фосфорная кислота + оксид натрия
3.
Азотная кислота + хлорид серебра
4.
Соляная кислота + гидроксид бария
5.
Серная кислота + сульфит калия
|
Уравнения реакций ионного обмена
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
Примеры
12 определений
Структура курса химии
УЧИМ ЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Название элемента
|
Знак
|
Произношение в формулах
|
НЕМЕТАЛЛЫ
|
||
Водород
|
H
|
Аш
|
Кислород
|
O
|
О
|
Углерод
|
C
|
Це
|
Азот
|
N
|
Эн
|
Сера
|
S
|
Эс
|
Фосфор
|
P
|
Пэ
|
Фтор
|
F
|
Фтор
|
Хлор
|
Cl
|
Хлор
|
Бром
|
Br
|
Бром
|
Йод
|
I
|
Йод
|
Кремний
|
Si
|
Силициум
|
МЕТАЛЛЫ
|
||
Литий
|
Li
|
Литий
|
Калий
|
К
|
Калий
|
Натрий
|
Na
|
Натрий
|
Магний
|
Mg
|
Магний
|
Кальций
|
Ca
|
Кальций
|
Барий
|
Ba
|
Барий
|
Алюминий
|
Al
|
Алюминий
|
Цинк
|
Zn
|
Цинк
|
Марганец
|
Mn
|
Марганец
|
Хром
|
Cr
|
Хром
|
Железо
|
Fe
|
Феррум
|
Медь
|
Cu
|
Купрум
|
Серебро
|
Ag
|
Аргентум
|
Ртуть
|
Hg
|
Гидраргирум
|
Золото
|
Au
|
Аурум
|
Свинец
|
Pb
|
Плюмбум
|
Олово
|
Sn
|
станнум
|
ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ
ПОДГОТОВКА к практической работе
Допишите уравнения реакций:
Zn + HCl; Zn + CuSO4; CuSO4 + NaOH; Cu(OH)2 +HCl; Cu(OH)2 (разложение); CuO + H2SO4; Na2CO3 + HCl; Ca(OH)2 + CO2 ; BaCl2 + CuSO4; NaOH+ H2SO4
Три любых уравнения составьте в ионном виде.
Схема. Условия протекания реакций ионного обмена
НОВЫЕ ВАРИАНТЫ
ТРЕНИРУЕМСЯ РЕШАТЬ ВАРИАНТЫ
В варианте - 1 отмечены правильные ответы
Комментариев нет:
Отправить комментарий